Термин Модерн
Продолжателем Мане как певца новой реальности выступил А. Ту-луз-Лотрек, все творения которого были вызовом устоявшейся унаследованной морали – тогда еще это разрушение казалось не столь уж опасным. Первым оценил Тулуз-Лотрек выразительные возможности забытой импрессионистами линии. Последовав за ранним Гогеном, Тулуз-Лотрек пришел не только к сочетанию контурного рисунка и цветового пятна, но и к противопоставлению линии и объема, их взаимопередаче (которая так понравилась Валентину Серову). Одновременно с немецкими символистами Тулуз-Лотрек привел человечество к новому искусству, в котором объектом обожествления стала буржуазная реальность К началу XX в. опыт импрессионизма и постимпрессионизма был осмыслен и принят обществом, т. к. концептуальность и личностная активность художников совпала с технологическим переворотам, с признанием могущества человеческой цивилизации. На этом фоне художник осознавал себя творцом и преобразователем мира. Более того, сам мир предстал прежде всего как творение предшествующих поколений и исторических культурных эпох, а не как мертвая или живая природа. Например, мифологические существа осознаются вполне как творения фантазии, но их реальность от этого не страдает, как и реальность пароходов и велосипедов. Правда, нимфы и богини кажутся теперь более безопасными (Л. Бакст, В. Серов), а кровь, пролитая Саломеей, превращается в изящную графическую линию (на гравюре О. Бердсли). Вся история теперь кажется прекрасной игрой, а не тяжелым неотвратимым напором событий. В русском модерне с удовольствием воссоздают эпоху Петра (В. Серов, А. Бенуа), хотя чаще интерес вызывает более искусственная среда Людовиков (К. Сомов, Е. Лансере). В целом это направление оказывается продолжением традиций рококо. Как и рококо, модерну свойственно увлечение искусством Востока: Китая, Японии (например, “Павлинья комната” Дж. Уистлера, 1877 г.).
Преобладает стремление к искусственной изысканности, разрушению классического фасада (в архитектуре), эволюция классического орнамента; волюта — эмблема стиля барокко, как бы разогнутая под собственной тяжестью, развиваясь, превратилась в “удар бича” – определяющую линию стиля “модерн” (изобретение бельгийского архитектора Виктора Орта). С особым удовольствием художники модерна подчеркивают искусственность своих создании: и Тулуз-Лотрек, и В.Серов сочетают мастерское объемное живописное изображение с незаконченностью контурного рисунка (А. Тулуз-Лотрек. “Певица Иветт Гильбер”, 1894 г.; В. Серов. “Портрет Тамары Карсавиной”, 1909 г.; “Портрет Изабеллы Гринберг”, 1910 г.) или неожиданная объемность лица на плоскостной живописи в стиле Матисса (В. Серов. “Портрет Ивана Морозова”, 1910г.).
Ощущение могущества художественного гения помогает творцам модерна подняться до универсализма гениев Возрождения: организуются очаги новой культуры, часто при поддержке старообрядческого капитала, где создаются скульптура, майолика, архитектурные сооружения: Ярославский вокзал, гостиница “Метрополь”, дом Рябушин-ского (Ф.О. Шехтель), где единым стилем охвачена вся обстановка до мелочей – от ограды до чернильницы и дверной ручки (усадьба Абрамцево – с храмом, сказочными теремками и мастерскими; домик В. Васнецова и т. п.). Уважение к творцам предыдущих эпох, тонкое чутье их стиля помогают не только возродить иконопись, старые промыслы, но и продолжить эти традиции — возникает лаковая живопись Палеха, изобретена в Загорских мастерских матрешка.
Содружество композиторов, художников, певцов и мастеров балета выливается в организацию частной мамонтовской оперы, “Мира искусства”, русских сезонов в Париже.
Интересно и разнообразно переосмысление различных исторических стилей в архитектуре модерна. Она получила распространение в ряде европейских городов — Вене, Брюсселе, Мюнхене, Москве, Барселоне и др.
Привычные готические формы в церкви Саграда Фамилия в Барселоне, будто обросшие водорослями, или стекают, оплавленные солнцем, или созревают, превращаясь в кукурузные початки. Но чаще в этом стиле строятся особняки и загородные виллы. Тому же А. Гауди в Барселоне удается построить стильные многоквартирные дома: Каса Бат-ло — похожий на тело дракона, Каса Мила — на коралловый грот. Примечателен дом “из подводного царства” в Киеве (правда, бетонные фигуры морских чудовищ, облепившие здание, ныне порядком разрушены). В других городах черты стиля модерн превратились в навязчивые архитектурные клише фасадов. Та же судьба ожидала и модерн в целом: потянувшись за передовой технологией, он стал жертвой массового производства, растворившись в быту, как разменная монета.
Текучие формы стиля модерн надолго прижились в скульптуре. Архаическая массивность мифологических героинь А. Майоля станет непременной чертой городского монументализма.
Возрождение контурного рисунка неожиданно совпало с оптимальными условиями развития газетно-журнальной графики. Увлечение стилевой целостностью книги или журнала содействовало качественному прогрессу издательского дела. Тот же билибинский контурный рисунок из детских книг начала века проник потом в отечественную мультипликацию.