Культура Древней Индии
Художественная культура Индии является одной из древнейших. Первые шаги ее начинаются в III тыс. до н. э. Завершается древний период в VI в. н. э. VI в. — XVII в. считается средневековым периодом культуры Индии.
Индия отличается обилием различных философских и религиозных течений. В средние века художественная культура Индии формировалась под воздействием Вед, Упанишад, брахманизма, буддизма, индуизма. Неизгладимый отпечаток на средневековую художественную культуру Индии наложила философия Шанкары, который считался величайшим мыслителем и богословом средневековой Индии.
Первый период в развитии древнеиндийской культуры — ведический (1500 — 600 г. до н. э. ). Он охватывает эпоху расселения арийцев и распространения их культуры.
Свое название ведический период получил от Вед — священных текстов ариев. Имеется четыре Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа.
Центральное место принадлежит Ригведе. Это сборник гимнов и ритуалов. Каждая Веда состоит из трех частей: мантр, брахман, упа-нишад. Сборник мантр — гимнов называется самхитой, брахманы — правила и ритуалы, упанишады — философская часть.
Для религии ведического периода характерен политеизм. Насчитывается 3399 богов, которым поклонялись в то время. Главным богом оказывался тот, кому поклонялись в данный момент. Наиболее древний бог — Индра, это самый популярный Бог, напоминающий греческого Зевса, Бог-воитель, Бог грома и молний. Ведическая религия была ориентирована на земной мир. Главная форма взаимоотношений Бога и человека — жертвоприношение. Жертва — растительного происхождения. Загробного мира нет. Мир состоит из тела великана Пуруши, которого рассекли боги.
Бог в Ведах вне времени, пространства, возраста, смерти, бессмертия. Можно сказать только, что это первичная, необусловленная, деятельная основа всякого бытия.
В Ведах природа находится в движении и порядке. Боги — космические силы. В Боге осуществляется утверждение первичного «Я», которое требует «не-Я». Это противопоставление осуществляется благодаря Тапасу — стремлению вперед, спонтанному взрастанию, проекции бытия на существование, возбуждающему импульсу, извечному духовному пылу Абсолюта. Посредством Тапаса возникают Бытие и Небытие, «Я» и «не-Я», формирующее начало и хаотическая материя.
Желание составляет тайну Бытия мира. Желание, или Кама, — 1 это признак самосознания, зародыш духа. Желание больше, чем жизнь. Оно означает интеллектуальное возбуждение, чувство недостаточности, а также деятельное усилие, связь существующего и несуществующего.
Для индийской религиозной традиции в целом характерен принцип миропонимания — отношение к Небытию как к потенции жизни. Небытие есть то, откуда все появляется и куда все возвращается для нового возникновения. Веды акцентируют внимание прежде всего на внутреннем мире человека. Самодовлеющее (объективное) воздействует на чувства. Чувства обращаются поэтому на внешний по отношению к человеку мир. От внешних факторов внимание перемещается к внутреннему бессмертному «Я». Чтобы увидеть яркий свет, не надо смотреть на небо. Чудесный огонь заключен внутри души. Душа человека — как замочная скважина, через которую виден ландшафт всей Вселенной. Внутреннее бессмертное «Я» и великая космическая сила — одно и то же. Отличительной чертой Вед является их нравственная ориентация. В Ведах есть Варуна — Бог и покровитель неба. Он поддерживает материальный и моральный порядок. Варуна — Бог Богов, он стоит на страже закона — хода вещей, который называется Ритой. Митра — защитник людей тоже стоит на страже Риты. Постепенно Митра связывается с утренним светом, Варуна — с ночным небом. Варуна судит. Он олицетворяет незыблемость и справедливость. Он заботится о внутренней чистоте человека.
Рита — порядок мира, начало всего, что совершается во Вселенной. Чувственный мир — тень Риты или мысль Риты. Рита — всеобщее, которое предшествует частному. Рита — закон, пронизывающий весь мир. Ему должны повиноваться боги и люди. Где закон, там беспорядок и несправедливость носят временный характер. Торжество зла не абсолютно. Неудачи не должны быть причиной отчаяния. Рита устанавливает нормы морали. Это всеобщая сущность вещей, сатья — истина вещей.
Добродетелен тот, кто следует по пути Риты. Вратани -^способы жизни добропорядочных людей, которые следуют по пути Риты. Последовательность — главная черта добропорядочной жизни. Добропорядочный человек эпохи Вед не меняет своих путей. Ценится гостеприимство.
В Ведах — восхищение красотой мира. Красота — это единое, душа природы. Звездное небо, земля, море, бессмертные, Святые холмы — это деяние единого духа, цветы единого дерева, признаки великого рткровения, символы вечности. Единый дух — душа мира, внутренняя причина всего, что есть во Вселенной, он источник природы и вечной энергии. Это единое цветет в розе, прорывается в красоте облаков, рассыпает звезды по небу. Святой Дух — источник прекрасного в мире. Любовь к природе обожествлялась.
Веды содержат в себе модели мира и человека и, вместе с тем, в художественной форме воплощают их. Особенно ярко это выражается в гимнах. Характерными чертами поэзии ведических гимнов являются: воспевание могущества богов, оценка знания как высшей ценности и ориентация на соблюдение нравственного закона. Прямым продолжением ведических религиозных представлений является брахманизм.
С разложением родоплеменных отношений в Индии происходит расслоение общества, которое закрепилось в кастах. В этой иерархии ведущее положение заняли брахманы-жрецы. Брахманизм как религия отразил в себе эту новую ситуацию.
В религии брахманизма совершение обрядов поручалось брахманам. Человек мог обращаться к Богу только через брахмана, ибо сами ритуалы были очень усложнены и не каждый мог этими ритуалами самостоятельно овладеть. Например, большое место в ритуальных жертвоприношениях отводилось гимнам, которые нужно было запомнить, причем в большом количестве.
В Упанишадах положено начало концепции бесконечной цепи перерождений. Согласно данной концепции смерть — не конец существования человека. Это лишь разрыв непрерывности, за которым следует новая жизнь в новых формах. Но последующее перерождение зависит от поведения человека. Оно называется кармой. Карма оказывается регулятором поведения людей. Из цепи перерождений может выпасть только аскет, отрекшийся от мирской жизни.
Идеалом Упанишад является познание человеком Брахмана, слияние с ним и, в результате, достижение блаженства. Брахман — высшая абсолютная реальность, абстрактная высшая сила, высшее духовное единство.
Наиболее важная проблема Упанишад (философской части Вед) — проблема «Я». В «Чхандогье-Упанишаде» дан диалог Праджапоти и Индры. Индра говорит, что «Я» подвержено случайностям опыта. Оно не подлинное, так как все время изменяется. «Я», связанное по месту и времени со средой, является творением времени. Оно странник в мире Сансары и создает несовершенный мир из несовершенных данных. «Я» не вечно и не обладает безграничной свободой. Упанишады придают Ведам моральный характер, развивают идею о едином Боге. В них говорится, что есть один дух — всемогущий, бесконечный, вечный, непостижимый, самодовлеющий, творец, хранитель, разрушитель мира. Он — свет, владыка и жизнь Вселенной, он не имеет себе подобного, он единственный объект поклонения и почитания. Видимая бесконечность (объективная) и невидимая бесконечность (субъективная) входят в духовное целое. Бог — это неугасимый Свет, окружающий нас со всех сторон. Он един, однороден, вечен, необходим, бесконечен, всемогущ.
В Упанишадах нет пессимизма. Жизнь на земле — средство усовершенствования. Интерес к жизни — это радость победы над собой.
На основе Упанишад возникли различные философские системы, которые параллельно развивали их идеи.
В VI до н. э. возникла религия буддизма. Главная идея буддизма состояла в том, чтобы избежать страдания, т. е. спастись. Это спасение может осуществиться через отречение от своих желаний и мира. В конечном итоге буддизм в Индии сменяется религией индуизма, которая представляет собой синтез разнородных элементов религий, существовавших в Индии.
В средневековье индуизм становится самой распространенной религией. В индуизме наиболее почитаемыми богами являются Брахман, Шива и Вишну. В художественной культуре тематика религиозного искусства в значительной мере связана именно с этими божествами.
Средние века, начиная со II в. н. э., — время сверхутонченных теорий, логических универсалий, изощренной философской и богословской мысли.
Среди многочисленных мыслителей, богословов в средневековой Индии выделялся Шанкара. Рассмотрение художественной культуры средневековой Индии, с точки зрения учения Шанкары, позволяет по-новому взглянуть на многие памятники художественной культуры.
Шанкара, по словам Радхакришнана, поистине удивительный и> пожалуй, самый яркий персонаж в истории индийской мысли. Лдеи Шанкары перекликаются с современной семиотикой и с герменевтикой. Структуралист Ролан Барт, крупнейший французский Ученый, в своем труде «Империя знаков» выходил на сходную с Шанкарой проблематику. Американский ученый Табер в своем труде «Преобразуемая философия» ставит Шанкару рядом с Фихтде Хай-деггером. Все они учат, как можно радикально изменить жизненные ориентиры людей и их мировоззрение.
Некоторые утверждают, что Шанкара — идеолог индуизма. Но его учение выходит за рамки индуизма. Он синтезировал Веды, Упа-нишады, брахманизм и буддизм применительно к условиям средневековой Индии. В своем учении, которое называется Адвайтаве-дантой, Шанкара уточняет, что такое Брахман, как верховное божество. В книге «Брихадараньяка-Упанишада» носитель высшего знания Яджнявальи говорит: «Нет иного и лучшего определения Брахмана, чем не то, не то, не то; ибо это абстрактное бытие и безвидный свет».
Шанкара комментирует это следующим образом: «Посредством снятия всех различий здесь говорится о том, что лишено каких бы то ни было характеристик, будь то имя, форма, действие, род или качество». Но Брахман обладает Бытием, сознанием, вездесущностью, блаженством.
Согласно учению Шанкары, Бог представляет собой не только абстрактное бытие, но и субъективность. Это чистое сознание, верховное начало, в котором нет дифференциации на познающее и познаваемое, познание и бесконечное. Такое сознание называется Ат-ман. Атман есть не что иное, как разумность, дух. Но по закону Бытия дух всегда светится, следовательно, Атман есть чистый свет.
Брахман и Атман обладают одними и теми же чертами: бытием, сознанием, вездесущностью, блаженством. Атман — один, всеобщ, бесконечен, и он находится также внутри человека. Но поскольку Атман и Брахман обладают общими чертами, то если Атман внутри человека, стало быть, и Брахман тоже. Через Атмана осуществляется связь человека с Богом. Связь человека с Брахманом осуществляется при помощи Ишвары. Ишвара — это всевышний дух, всеведущий и обладающий всеми способностями. Он душа природы, начало Вселенной, ее жизненное дыхание, живительный источник, начало и конец всех существующих форм, источник истины, создающий порядок в хаосе, дух Бога.
В чем же Шанкара видит смысл жизни, и какое значение при этом имеет Бог?
В эмпирической жизни все преходяще. Ничего не остается на Земле от того, что мы любим, кроме праха и золы, поэтому ничто для души человека не имеет твердой опоры. Для того чтобы избежать страдания в этом бренном мире, надо отказаться не от мира, а от своего «Я». Это достигается подавлением желаний, отречением от наслаждений. Человек должен преодолеть чувство зависимости от своего тела, отойти от всего недостойного, вырваться из рабства эгоизма, страсти и чувства. Самоотречение у Шанкары доходит до утверждения того, что тот, кто любит Бога, не может желать, чтобы Бог любил его.
Брахман просто поглощает человека. Человек в нем растворяется. Когда человек освобождается от своего корыстного «Я», это не значит, что он вообще освобождается от всякого «Я». Эта свобода достигается через расширение и озарение сознания. Существенной природой «Я» является блаженство в сфере мышления. Это блаженство называется Мокшей. Но на пути к блаженству перед человеком встречаются препятствия. Во-первых, это Майя, тайна, непостижимость, связанная с Богом. Во-вторых, это Авидья — ум, живущий по несовершенным стандартам мира, принимающий видимость за реальность. Шанкара считал, что много страдания приносит страх, порожденный невежеством. Поэтому победить страх может только знание — снятие покровов с тайны — Майи.
Шанкара говорил, что все заботы человека создаются им самим. Он говорил о том, что нельзя третировать ум и презирать мудрость. Он учил любить истину, почитать разум и достигать жизненных целей, придавал человеческой жизни,божественную сущность.
Характерные черты художественной культуры средневековой Индии определяются индуизмом и учением Шанкары, синтезировавшим Веды, брахманизм, Упанишады, буддизм. В художественной культуре сохранялась древняя традиция.
Энциклопедией индийского искусства является живопись Аджан-ты — буддийского монастыря, получившая свое художественное завершение в V—VI вв. н. э.
Образы Аджанты созданы на основе буддийской модели мира и человека.
Центральным является образ Бодхисаттвы Падмапани. Бодхисат-тва относится к классу буддийских божеств-праведников на пути спасения. Буквально Бодхисаттва означает: «тот, чья сущность есть совершенное знание». Исторически это означает: «тот, кто находится на пути к достижению совершенного сознания — будущий Будда». Этот термин был впервые применен к Гаутаме в период поисков освобождения.
Важным вопросом в раскрытии образа Бодхисаттвы является выяснение состояния, в каком он здесь изображен. Обычно говорят, что Падмапани изображен находящимся в состоянии нирваны (нирвана — фундаментальное понятие буддизма), а нирва-НУ трактуют в предельно упрощенном варианте, как отрешенность от всего, отрешенность от жизни и мыслей, полную пассивность.
Но обращение к представлениям о мире и человеке, зафиксированным в памятниках философской мысли и религиозных текстах, показывает, что нирвана не сводилась только к этим состояниям.
В знаменитом буддийском тексте «Вопросы Милинды» говорится, что нирвана не порождена ни деянием, ни причиной, ни сроком. Причина осуществления нирваны есть, а причины порождения нет. О нирване нельзя сказать, ставшее это или неставшее, порождена она или нет, прошлая она или будущая, или нынешняя, воспринимаема слухом или зрением, обонянием, вкусом или осязанием.
Достоверно лишь можно утверждать, что нирвана осуществляется чистым возвышенным прямым умом, не корыстным и свободным от помех. Ее может видеть лишь истинно желающий слушатель своим очищенным знанием.
Истинно делающий ощупывает своею мудростью все слагаемые и осуществляет нирвану. Нирвану следует мыслить свободной от бед и напастей, надежной, спокойной, безопасной, счастливой, приятной, возвышенной, чистой, прохладной. Именно таким должен быть изображен Бодхисаттва в состоянии нирваны, а не только как отрешенный от жизни и пассивный, как это обычно утверждается. Нирвана сравнивается индийским мудрецом Нагасеной с океаном.
Но дело в том, что Бодхисаттвы в нирвану и не идут. Они лишь своим образом жизни и своим мышлением подготавливают себя к нирване и останавливаются у ее порога. Падмапани говорил: «Клянусь до скончания века с помощью бесчисленных искусных средств помогать всем страждущим существам, чтобы они смогли обрести блаженство абсолютного принципа нирваны».
Существует мнение, что Падмапани изображен в состоянии самосозерцания. В доказательство приводят полуопущенные глаза, их удлиненный разрез.
Но этим выражено прежде всего то, что Бодхисаттве подвластна мысль. Он своеобразный полководец армии, обучающейся буддизму. Линия соединения бровей подобна луку. И мысль здесь подобна луку. Это метафора. У него огненные мысли, пламенная воля. Он погружен в нектар учения телом, словом, умом. Поэтому он не может считаться пассивным. Он отказался от радости жизни, от личных желаний, но осенен мыслью о спасении людей от страданий. Если же считать, что для него характерно лишь самосозерцание, то можно ли в таком состоянии думать о спасении людей?
Более правильным, видимо, следует считать, что Бодхисаттва совершил отречение в поисках истины и думает о восьмеричном пути спасения, который раскрыл в просветлении Будда. Согласно буддизму, мысль ослабляет 25 дхарм: гнев, пренебрежение к другим, ревнивое соперничество, зависть, скупость, самоподача, плутовство, Р |
упрямство, заносчивость, гордость, самомнение, тщеславие, беспечность, вялость, сон, обольщение, леность, общение с грешниками, образы, звуки, запахи, вкусы, осязание, голод и жажда, удовлетворенность.
В облике Падмапани нет всего, что ослабляет мысль, значит, мысль его не ослабла, она работает. В образе Бодхисаттвы выражено то, что его мысль сбросила путы, омыла грязь, извергла аффекты. Он достиг искомого, совершил должное, снял ношу, осуществил цель, преодолел привязанность к бытию, обрел толкующее знание. Таким образом, мысль не покинула его, и он не отрешился через пассивность от нее, наоборот, он одухотворен мыслью. Он достиг седьмого уровня мысли, когда истинно просветленные, всеведущие, десятисильные, четырежды уверенные, обладатели восемнадцати свойств просвященных становятся бесконечно победными в знании.
Значит, Бодхисаттва изображен здесь не в состоянии нирваны, а стоящим на ее пороге. Это подтверждается и композиционным строем росписи.
В левом верхнем углу изображен небесный музыкант- гандхарва с человеческим ликом и птичьими ногами. Он играет на струнном инструменте — лютне. Рядом пролетает гений. Ниже беседуют люди. Их огромные глаза будто видят чудесное.
Справа обезьяна и павлин. Но Бодхисаттва повернулся к ним спиной. Для него как будто не существует всего многообразия мира.
Вместе с тем Каруна — Бодхисаттва композиционно связан с этим миром. Это выражается в том, что его образ господствует над всеми остальными. Если кто-то господствует над кем-то и чем-то, значит, между господствующими и подчиненными существует связь. Это еще более подкрепляется сильным уменьшением масштаба предметов. Кроме того, связь Бодхисаттвы с окружающим миром опосредуется его спутниками: в композиции это подчеркивается двумя планами. Первый план — Бодхисаттва и спутники, второй план — окружение. Причем эти планы ритмически объединены. Везде ритмы характеризуются, как и в древнеиндийской классической музыке, убыстрением и замедлением темпа, длинными интервалами.
Традиционная трактовка образа Падмапани связана также с символикой, выражающей модель мира и человека, в частности, с символом «лотос». Падмапани значит «держащий лотос», «лотосору-кий». При этом в искусствоведении подчеркивается особо, что лотос является символом духовности и чистоты. Если же мы соотнесем лотос с существующей в древности индийской символикой, в которой выражены были модели мира и человека, то оказывается, что лотос многозначен, а значит, и гораздо более многозначен образ Бодхисаттвы в целом.
Лотос — творящая сила, начало новой космической эры. Это Лбйо зарождения жизни, плодородия, процветания, долголетия: здоровье, жизненная полнота, слово; Земля как космическая самопорождающая суть; спонтанное творение, вечное рождение (божественное, сверхчеловеческое), бессмертие и воскресение вечной жизни, духовность, смиренномудрие, андрогинность, согласие, мечтательность, забвение, мир, тишина, твердость, непрерывность, солнце. Центр лотоса — мужское начало, лепестки — женское. Лотос — дуальность мужского и женского. Лотос — космический универсальный принцип, управляющий миром образ творения. Из тысячелепесткового лотоса состоит Вселенная. Но здесь лотос прежде всего символ нравственной чистоты как высшего проявления духовности.
Лотос как символ прекрасного говорит об эстетической склонности ума Бодхисаттвы, о его святости и чистоте.
Но в работах, посвященных классическому искусству Древней Индии, которому принадлежит этот образ, не обращается внимание на то, что в другой руке Бодхисаттва держит чашу. Вторая рука Бодхисаттвы опущена. Этот жест «варада-мудра» — жест наделения дарами.
В некоторых репродукциях по соображениям техническим даже срезается нижняя часть с рукой, держащей чашу. И тогда, действительно, Бодхисаттва становится Падмапани — держащим лотос. Но дело в том, что в индийской культуре, в буддизме чаша имела не менее символическое значение, нежели лотос. В чашу — патру монах получал подаяние. Но чаша не символ праздности, а символ труда и активности, действия. Из десяти ступеней Бодхисаттвы 7-я и 8-я прямо относятся к патре. Нельзя обрести спокойствие и радость до тех пор, пока добродетели не полны (7-я ступень). Не должны рождаться мысли об отвращении к делам, которые трудно и мучительно выполнить (8-я ступень). Есть предание, как оценивал труд, активность, усилие Будда. На ярмарке купец водрузил на бамбуковом шесте чашу. Тот, кто может достать ее, становится ее обладателем. Ученик Будды не только достиг вершины шеста, но и облетел его по воздуху. Будда не одобрил такие результаты, потому что они достигнуты без труда. Чаша дана здесь в таком виде, что неизвестно, что в ней находится. Но это не мешает трактовке чаши как символа нирваны. Если чаша с водой, значит, она символ нирваны в соответствии с миросозерцанием буддизма. Сансара, согласно буддизму, — воспламенение огня. Нирвана дается в виде образа костра, залитого ливнями. Как вода остужает лихорадку, так нирвана освежает, остужает лихорадку аффектов. Как вода утоляет жажду уставших, изнывающих от зноя людей, так нирвана утоляет жажду иметь, жажДУ быть, жажду избыть горе, перестать переживать. Нирвана — оби тель достигших власти над собой великих существ. Как океан 1 весь расцвечен цветами бесконечно разнообразного множества волн, так нирвана вся расцвечена множеством бесконечно разнообразных цветов ведения и свободы. Чаша — символ погашения страстей. «Эту пыль земного тоскования он смывал живой своей водой», — говорит Асвагоша о Будде.
Если чаша — с твердой пищей, она тоже является символом нирваны. «Как пища всем живым продлевает век, — говорит Нагасе-на, — так нирвана продлевает век тем, кто ее осуществил, храня от пагубы, страсти и смерти. Как от пищи у всех живых прилив телесных сил, так в нирване у всех, кто ее осуществил, прилив сверхобычных сил. Как пища создает живой облик, так нирвана создает облик достоинства. Как пища спасает от изнеможения, так нирвана избавляет от изнеможения в страданиях».
Кормить странствующих, согласно буддизму, есть открытость дома в Бытие. Нищий ничто, значит он прямо соприкасается со всем.
Таким образом, мы видим, что этот памятник культуры имеет глубокое содержание и символическое значение, и ограничиваться лишь констатацией изящества фигур, поз и жестов, как это делается во многих исследованиях, нельзя.
Образ Падмапани предвосхищает в художественной форме те идеи, которые в период средневековья высказал Шанкара. Это особенно ярко проявляется в том, что в образе Падмапани и в концепции Шанкары главной ценностью является разум.
Барельеф «Обручение Минакши» в храме Минакши в Мадурай — яркий пример выражения учения Адвайты-Веданты Шанкары в искусстве средневековой Индии.
«Обручение Минакши» являет собой загадку, которая до сих пор не разгадана искусствоведением. На барельефе изображено обручение Минакши с богом Шивой. Но она стоит между двумя божествами. Второй бог Вишну. Но они идентичны, трудноразличимы, образ одного как бы перетекает в образ другого. Это было не редким явлением. К этому периоду относятся скульптуры, у которых одна половина изображала Шиву, а другая Вишну. В этом барельефе такой принцип доводится до логического конца. Шива и Вишну являются почти зеркальными отображениями. Этот феномен объясняется концепцией Шанкары, согласно которой Майя, как тайна Проявления Бога, не может быть человеком постигнута до конца,
0 она отрицает обычные причинно-следственные связи, которым Подчиняется человек.
Идентичность образов Шивы и Вишну выражает идею Шанкарь!
еДинстве жизни и учении о Майе как иллюзии взаимоперехода
критериев реальности и существования. Боги реальны, но про&тран-ственно-временные закономерности существования, какимптодчи-няется человек, на Бога не распространяются. Это Майя — тайна.
Образ Минакши является воплощением духовной и физической красоты, их единства, в сакральном и нравственно-эстетическом значении. Минакши расположена в центре композиции. И будучи символом прекрасного, она является символом Майи — тайны. На уровне этой тайны и происходит взаимопревращение Шивы в Вишну.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
- Каковы представления о пространстве и времени в ведический период и в
средние века в Индии? - Каковы нравственно-эстетические ценности в древней и средневековой
Индии? - Расскажите о моделях мира в памятниках древности и средних веков в
Индии. - Расскажите о моделях человека и нравственной ориентации в древней и
средневековой культуре Индии.
ЛИТЕРАТУРА
- Бянъвэнь. По лотосовой сутре. — М.,1984.
- Гачев Г. Образы Индии. – М., 1993.
- Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. — М., 1989.
- Дэви-Неел А. Посвящения и посвященные в Тибете. — СПб., 1994.
- Махабхарата. Книга лесная. — М., 1987.
- Mode X. Малая история искусств. Искусство южной и юго-восточной Азии. —
М., 1978. - Самадева. Океан сказаний. — М., 1982.
- Свами Вивекананда. Философия йога. — Магнитогорск, 1992.
- Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. — СПб., 1993.
10. Шри Ауробиндо Гхош. Человеческий цикл. — Казань, 1992.