Фанни Геополитика

Год Китая

Впечатляющие изменения происходили в 1980-е гг. у восточного соседа СССР – Китайской Народной Республики. Китай и КПК под руководством Дэн Сяопина сосредоточились на решении в первую очередь внутренних проблем. Уже в 1983 г. появились первые весомые плоды реформ: был собран рекордный урожай в сельском хозяйстве, а в промышленности достигнут рост в 10%. В то же время китайское руководство в течение пяти лет старалось не увеличивать военный бюджет, чтобы он не ложился бременем на проводимые реформы в экономике. Однако Китай продолжал постепенно модернизировать свои вооруженные силы. В 1982 г. было проведено первое испытание баллистических ракет морского базирования. В 1984 г. состоялись визиты Чжао Цзыяна в Вашингтон и Р.Рейгана в КНР. Они происходили на фоне интенсивного экономического сотрудничества двух стран. Речь шла о предоставлении Китаю статуса наибольшего благоприятствования в торговле США. 75% всех технологических лицензий, предоставляемых США, направлялись в так называемые «зеленые зоны», т.е. свободные экономические зоны, что способствовало их бурному экономическому росту и широкой технологической модернизации.

Но главным препятствием на пути к ведению «стратегического диалога» между США и КНР оставалась тайваньская проблема. Кроме того, китайские лидеры время от времени давали понять Вашингтону, что они могут пойти на улучшение советско-китайских отношений. В 1983 г. Пекину удалось в принципе решить проблему Гонконга, достигнув соглашение с Великобританией о передаче этой колонии под суверенитет КНР в 1997 г. Авторы «Стратегического обозрения» назвали 1983 г. «годом успехов» Китая. И для этого были все основания: Дэн Сяопин проводил на редкость удачливую внутреннюю и внешнюю политику. В отношениях с США и СССР Китаю удавалось отстаивать свою позицию, не потступая своими национальными интересами. В отношении Гонконга и Вьетнама (по проблеме Кампучии) Пекину удалось навязать свои решения.

К моменту прихода к власти М.Горбачева для западных политиков и аналитиков не оставалось сомнений, что советская империя находится в состоянии глубочайшего кризиса. Во внешней политике не было абсолютно никаких движений в сторону изменения советской доктрины и прогресса в отношении острых международных проблем (Афганистан, Кампучия, Ангола, Никарагуа), а также по контролю за вооружениями. В восточноевропейских странах отчетливо наметилась оппозиция советскому доминированию. Польша находилась в состоянии перманентного политического и экономического кризиса, причины которого лежали в недовольстве населения политической системой страны и зависимостью от Москвы. Даже такой верный союзник Советского Союза как восточногерманский режим начал предпринимать осторожные шаги по сближению с Бонном. Символом этого сближения стал визит Э.Хонеккера в ФРГ в 1984 г. Венгрия и Румыния к этому времени уже проводили фактически самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику; первая под руководством Я.Кадара осуществляла широкомасштабные реформы социалистической экономики, во второй укрепился одиозный режим личной власти Н.Чаушеску.

После пятилетней оккупации Афганистана Советский Союз не добился поставленной цели – создание в этой стране прочного и лояльного Москве режима. Б.Кармаль контролировал не более 20% территории. Для его поддержки СССР был вынужден держать в Афганистане 115-тысячную группировку и еще 30-35 тысяч в Средней Азии. На эту войну СССР израсходовал, по оценкам МИСИ, 12 млрд. долл. Людские потери составили 20-25 тыс. чел., из которых 7-8 тыс. чел. убитыми. Советские войска контролировали Кабул и наиболее крупные города, подвергавшиеся постоянным атакам муджахеддинов. В Герате и Кандагаре контроль со стороны советской администрации и НДПА был чисто номинальный. Даже Кабул в сентябре 1984 г. подвергся атакам вооруженной оппозиции. Главной целью советских военных было удержать контроль над северной частью Афганистана, примыкающей к Советской Средней Азии. Здесь позиции НДПА были наиболее сильные и она самостоятельно контролировала Мазари-Шариф[1].

НДПА раздиралась внутренними противоречиями и борьбой группировок, а в оппозиции уровень противоречий к 1984 г. снизился и наметился прогресс в сторону сближения. Условно все группировки афганской оппозиции можно разделить на две основные группы: традиционалистов и исламистов. Первые ориентировались на возрождение традиционного пуштунского самоуправления как в Афганистане, так и в Пакистане; вторые стремились к созданию после ухода советских войск единого исламского государства в Афганистане без национальных особенностей. Пакистан, США, Китай и особенно Саудовская Аравия, каждый по своим причинам, отдавали предпочтение исламистам, видя в них силу, способную сокрушить коммунистов. Создание действенного альянса из оппозиции становилось возможным только под эгидой исламистов, которые в огромных объемах получали финансовую и военную помощь от указанных государств. Тем самым были заложены причины будущих противоречий Афганистана, которые дали о себе знать после вывода советских войск. Несмотря на осуждающую резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1984 г., Советский Союз продолжал осуществлять свое военное присутствие в Афганистане и поддерживать режима Кармаля, так как «Политбюро понимало, что человеческие и экономические потери от афганской войны не сравнимы с теми, которые понесет Советский Союз, если воинствующий исламизм перекинется на территорию советских республик Средней Азии».


[1] Strategic Survey: 1984-1985. – London: The International Institute for Strategic Studies,1985, рр.72-75.

Main Aditor

Здравствуйте! Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам на почту help@allinweb.info

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *