Культура первобытного общества как исторический тип
Эпоха первобытности — самый отдаленный и самый длительный период истории человечества. Согласно общепринятой классификации первобытный строй охватывает каменный век и включает палеолит, мезолит и неолит. И одна из сложнейших проблем современной науки состоит в определении времени и закономерностей начального этапа развития человеческой культуры.
Русский философ В. С. Соловьев писал: «Результат природного процесса есть человек в двояком смысле: во-первых, как самое прекрасное, а во-вторых, как самое сознательное природное существо. В этом последнем качестве человек сам становится из результата Деятелем мирового процесса…» (7, с. 336). Ключевым звеном в этом процессе является верхний палеолит — время, когда заканчивается эволюция ископаемых гоминид и появляется человек разумный Homo sapiens; наблюдается явный прогресс в обработке и изготовлении каменных и иных орудий труда; в человеческом социуме устанавливается экзогамия.
» основе первобытной культуры и познания лежит практическое
мщение человека к действительности. Первые идеи не «выдумы-ись», не открывались пассивным созерцанием индивида, они Дались напряженной материальной деятельностью. Не случай-шогие исследователи в ручном каменном рубиле видят древ нейший памятник мысли. По мнению В. В. Бунака, такое орудие служит свидетельством первого прорыва мысли за пределы непосредственных представлений и овладения человеческим типом умственной деятельностьи — создание зачаточных понятий (1, с. 36). И искусство первобытности, как одна из доминант первобытной культуры, обладает более или менее отчетливой утилитарной функцией.
М. С. Каган выделяет две особенности начальной ступени художественного освоения мира человеком. Первая состоит в том, что изначально границы между художественной и нехудожественной (непроизводительной и производительной) сферами человеческой деятельности были весьма расплывчатыми, неопределенными, неуловимыми, что позволяет говорить о синкретизме первобытной культуры. Синкретизм выделил вторую особенность — аморфность культуры, т. е. «отсутствие выкристаллизовавшейся структуры» (3, с. 175). Такие элементы культуры, как изобразительное искусство, скульптура, архитектура и т. д., как самостоятельные явления первобытности рассматриваться не могут.
Культурный процесс не может начаться без овладения человеком речи, язык — обязательное условие становления культуры. Осмысленная последовательность, которая характеризует действия человека, объясняется тем, что он осознает свои желания, формируя их в слове. Вербализация, затем интеллектуальное обоснование своих потребностей и реакций легко приняли устойчивые символические формы. Человек давал имя предметам, и оно становилось символом. Это имя начинало жить самостоятельной жизнью. Оно постепенно влияло на отношение к поименованному предмету, на объяснение его природы и отношение его к другим предметам. Постепенно любой неодушевленный предмет, любое растение, животное и сам человек получают четко обозначенное словом место. Эти понятия складываются в общее представление о действительности, в картину мира.
А. П. Столяр, вслед за Ж. А. Кондорсе, выделяет три фактора, создающих исчерпывающие условия возникновения искусства: свободное время индивида, его наблюдения над миром за пределами полезного труда и отвлеченные размышления. О появлении художественной деятельности как самостоятельном феномене говорят, начиная с верхнего палеолита, так как верхнепалеолитическое искусство — показатель качественного сдвига сознания первобытного человека, достигшего высокого уровня абстрагирующей и обобщающей деятельности ума и сформировавшегося «эстетического поля деятельности» (2). Введение в научный оборот данного понятия обусловлено тем, что реальное функционирование искусства заключается не только в создании изобразительных памятников, но и в определенном типе общественного восприятия этих форм как эстетических ценностей. Но «ни в условиях родоплеменного общества, ни в последующие периоды общественного развития, вплоть до нашего времени, такого специфического, относительно самостоятельного вида деятельности — эстетической деятельности — не существовало…» (2, с. 20). Одним из характерных признаков эстетического отношения является «незаинтересованное» отношение, лишенное утилитарно-практического интереса. Факты подобного отношения археологи находят уже во времена мустьерской культуры (100—35 тыс. лет до н. э.).
Адекватно оценить характер и особенности первобытной культуры современный человек в состоянии лишь при условии понимания специфики мышления человека древности. Л. Леви-Брюль по этому поводу пишет: «Первобытные люди отождествляют, объединяют и сливают то, что мы отчетливо различаем, например, человека и его имя или изображение, человека и какое-либо животное или растение. Первобытное мышление носит конкретный характер, оно иначе, чем мы, производит операции отвлечения, обобщения и классификации» (5, с. 21—22). Это определяется четырьмя основными свойствами архаического мышления: высокой степенью слияния индивида с окружающей его природой, высокой степенью интеграции индивида и социального общества, высокой эмоциональной чувствительностью, большой образностью воспроизведения памяти и деятельностью воображения (4).
Древний человек осмысливает мир через миф, отсюда важная характеристика его мышления — как мышление мифологическое. Миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его созидания. Мифологическое мышление осваивало мир посредством конкретных образов, а не абстрактных понятий. Миф отражал интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов. При этом следует отметить, что миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры.
Мифология представляет собой как бы «философию» истории первобытного общества, его мировоззрение. Мифологическое мировоззрение можно разделить условно на две стадии формирования: 1) докосмическую: в позднем палеолите, мезолите основные представления о жизни природы и общества были связаны тотемистической символикой (наиболее выразительно это символизирует австралийская чуринга как тело-душа человека и тотема); 2) космическую с эпохи протонеолита—неолита, когда формируются ‘ 1стема мировоззрения современного человека, культ созидания, космогонические мифы, в искусстве появляются выразительные ас трально-космические символы: их распространение отразило подход от разрозненных представлений о жизни Вселенной к ее организованной модели.
Самым древним образом мифологической Вселенной, первой законченной моделью космоса, можно считать так называемое мировое дерево, которое задает своим строением тройное вертикальное деление мира: крона — верхний мир, ствол — земной, корни — подземный, нижний мир. Каждый мир населен строго определенными животными. Горизонтальная модель пространства четвертична: это четыре стороны света и связанные с ними представления. Концепция мирового дерева оставила о себе следы в изобразительном искусстве, архитектуре, планировке зданий и поселений, в хореографии, ритуалах, играх, в словесных поэтических образах и языке.
Изобразительное искусство первобытной эпохи прошло путь от реализма палеолита к схематизации в эпоху мезолита и неолита. Макс Ферворн разграничивает «физиопластическое» и «идеоплас-тическое» искусство палеолита и неолита: первое опирается на непосредственное восприятие предметов, второе отличается схематизмом, деформацией изображений. Подобный переход стал возможен благодаря развитию рационального знания и роста познавательных возможностей человека.
Основные памятники верхнепалеолитического искусства обнаружены в пределах Франко-кантабрийского района, на Южном Урале, в Башкирии. В 1934 г. А. Брюлем и Д. Пейрони была разработана общая хронология палеолита, которая и легла в основу периодизации и уяснения общей схемы стилистической эволюции пещерной живописи. Самым ранним считаются изображения руки, волнистые линии, прочерченные пальцами по мягкой глине. Затем появляются очень примитивные, трудно угадываемые фигуры животных (пещеры Ляско, Фон де Гом, Альтамира и др.). Для следующего этапа характерен переход от контурной и плоской живописи к детализации: изображение шерсти, введение дополнительного цвета, попытка передать объем. Своего апогея пещерное искусство достигает в XII тыс. до н. э. В это время созданы громадные анималистические ансамбли пещер Нио, Труа Фрер, Ляско, Фон де Гом, Альтамира. Искусство реалистично, переданы объем и относительная перспектива, пропорционально построение фигур, применена полихромия, сделаны попытки передать движение, но изображения лишены связи, фигуры животных образуют хаотическое нагромождение. Исключение составляют композиции из пещер Ляско и Труа Фрер. На следующем этапе живопись теряет объем, становится плоскостной, усиливается стилизация. В конечном итоге франко-кантабрийское искусство как бы возвращается к своим истокам: по являются переплетенные линии, ряды точек, неясные схематичес-[ кие знаки.
Наскальное искусство эпохи мезолита сохранилось в основном | в прибрежных горных районах Восточной Испании. Для живописи I этого периода характерно преобладание многофигурных компози-| ций, воспроизводящих различные эпизоды из жизни мезолитичес-I ких охотников. Если в центре палеолитического искусства было жи-| вотное, то в центре мезолитического стоит человек. Человеческая I фигура передается стилизованно и отвечает главной цели — изоб-I разить действие, движение, массовые сцены.
Памятники наскального искусства эпохи неолита встречаются повсеместно. Реалистическое мироощущение уступает место обобщенному, опосредованному мышлению, и изображения становятся I символическими: вырезаются и выбиваются знаки в виде кругов, креста, спиралей, свастик, лунарных и солярных знаков, в них впле-таются стилизованные изображения людей и животных, лодки с гребцами, колесницы и т. д.
Появление антропоморфной темы связано с верхнепалеолитическим творчеством; в основном пластика Европы воплотила женские образы. Все известные женские статуэтки близки друг другу по J: стилю: гипертрофированы отдельные части тела, отсутствуют черты лица, ступни ног, своеобразно трактованы руки. А. А. Формозов ‘* отмечает безликость антропоморфных изображений, дошедших до нас от верхнего палеолита до энеолита: у большинства из них либо совсем нет лиц, либо они показаны схематично, небрежно. Все это указывает на обобщенный характер скульптурного образа. Семантика образа «палеолитических Венер» трактуется по-разному, но наибольшее распространение получило мнение Н. П. Ефименко, считающего их хранительницами «домашнего очага», «хозяйками очага», исполнительницами охотничьих магических обрядов.
С эпохи неолита начинается ранняя история монументальной архитектуры. Древнейшими памятниками протоархитектуры являются мегалитические сооружения: дольмены, кромлехи, алинье-маны. Подобные памятники получили широкое распространение во всех частях света, кроме Австралии. Значительная часть дольменов, а также некоторые кромлехи связаны с захоронениями. Мегалитические сооружения, не связанные с захоронениями, интерпретируются как культовые, выполняющие одновременно функции религиозного святилища и древнейшей астрономической обсерватории. Самый известный и сложный по конструкции памятник подобного типа — кромлех Стоунхендж (Южная Англия).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Охарактеризуйте основные типологические черты первобытной культуры.
- Укажите особенности архаического мышления и его отражение в искусстве.
- Опишите развитие образа человека в первобытном искусстве и скульптуре.
4. Расшифруйте основные функции первобытного искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бунак В. В. Речь, интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Иско
паемые гоминиды и происхождение человека. — М., 1966.
2. Илиади А. Я. Формирование эстетического поля деятельности и его прак
тическая природа // Проблемы этики и эстетики. — Л., 1975.
- Каган М. С. Морфология искусства. — Л., 1972.
- Юшке Ф. Пробуждение мышления. У истоков человеческого интеллекта. —
М., 1988.
5. Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление. — Л., 1930.
6. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство — М
1973.
7. Мир философии. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. — М., 1991.