Всемирная история

Украина в составе Российской и Австро-Венгерской империй

Эпоха национального возрождения (конец XVIII – конец XIX века)

1. Упадок Гетманата. Колонизация Россией южных частей Украины

2. Культурная жизнь Украины в Первый раздел Речи Посполитой

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000034/pic/map1901.jpg18 веке

3. Феодальное крепостничество и зарождение капиталистических отношений

4. Культура и культурное возрождение в начале 19 века в Западе Украины

5. Буржуазная революция 1848-1849 в западноевропейских странах. Реформа в Австрийской империи

6.Общественное движение в Галиции во второй половине 19 века

7. Формирование украинской политической элиты в 19 веке

8. Развитие капитализма на Украине во второй половине 19 века

9. Общественно- политическое движение 60-90-х годов 19 в.

Упадок Гетманата. Колонизация Россией юг Украины. Три раздела Польши и судьба Украины. На Украине в конце XVIII-начале XIX вв. произошли политические и социальные преобразования. Причиной их была новая международная обстановка. Исчезли сразу две страны–Речи-Посполитая и Крымское ханство. Это были государства, которые постоянно влияли на события в Украине. На международную политическую арену вступили новые, молодые и сильные государства Австрия, Пруссия и Россия. После первого раздела Речи-Посполитой в 1772 году в состав Австрийской империи были включены Галиция, часть Волыни и Подолья. В результате победы в очередной войне с Турцией в 1774 г. Россия присоединила к себе Крым и северочерноморские степи. К Австрии в 1775 г. была присоединена Буковина, которая еще недавно была частью Турции.

После второго раздела Польши в 1793 г. к Российской империи перешла Правобережная Украина (Киев, Волынь, Подолье).

После третьего раздела в 1795 г. к России был присоединен Берест. Если раньше Украина была поделена между четырьмя государствами, то теперь только между двумя. Это продолжалось до начало Первой мировой войны, до 1914 г. Вся сумма политического, экономического, культурного опыта, который был приобретен поколениями украинцев под Австрией, либо под Россией, диктовала соответствующие приоритеты целым поколениям на протяжении более чем двух веков. Географическое понятие Востока и Запада Украины через это превратилось в политический фактор. Чувство принадлежности украинцев в состав населения, того или иного региона является достаточно сильным и сегодня. Все земли Украины, которые приобрела Россия в результате трех разделов Польши, вошли в общую административно-территориальную систему, еще в 1796 г. Правобережную Украину разделили на три губернии Киевскую, Подольскую и Волынскую, которые объединялись в Киевском генерал-губернаторстве. Тогда же, образовали Слободско-Украинскую губернию, которая в 1835 г. получила название Харьковской. В 1802 г. Малороссийская губерния разделена на Полтавскую и Черниговскую губернии, входивших в составе Малороссийского генерал-губернаторства. На Юге Украины в 1812 г. Россия образовало Николаевскую(Херсонскую), Екатеринославскую и Таврическую губернии. Такое разделение Украины создавало царизму благоприятные условия для осуществления шовинистической политики, а также русификации украинского населения и задерживал прогрессивный процесс формирования украинской буржуазной нации.

Колонизация Россией юга Украины в конце XVIII в. Заселение и развитие Южной Украины стали возможными только после освобождения ее от турецко-татарского владения. Заселение происходило по нескольким направлениям. Одной из важнейших была народная колонизация. Северное Причерноморье заселялось, благодаря самовольному переселенческому движению с Левобережной и Правобережной Украины. Решающую роль в заселении региона сыграли украинцы. К середине 30-х годов XIX в. переселенческое движение имел земледельческий характер, однако быстрый рост городов и исчерпания свободных резервов казенных земель увеличили роль миграционного движения в городе. Еще одним видом колонизации была иностранная. Царское правительство с целью быстрого освоения Юга Украины пригласило иностранных переселенцев. Так, в степях Украины были созданы целые колонии немцев, сербов, греков, болгар, армян, грузин, а также старообрядцы из России бежавшие оттуда от преследований властей. Вдоль границ «Вольностей Запорожских» российская власть стала создавать систему переселенческих районов. Как уже было сказано, среди переселенцев преобладали выходцы из стран Балканского полуострова. Первая партия колонистов была в 30-е годы поселена на «Украинской линии». Эта линия начала строиться в 1731 г. между Гетманатом вдоль ее южной границы, от Днепра до Северского Донца по правому берегу реки Орели и запорожскими землями, которые отошли к Турции. Это была линия пограничных укреплений. На российских военных картах Бессарабии XVIII в. в дельте Дуная при впадении его в Черное море можно увидеть поселок Липованск. Сейчас это городок Вилково Килийского района. Со временем в народном языке состоялась перестановка слогов и пилипоны превратились в липованы. По мнению проф. А. Д. Бачинского, первые упоминания о появлении старообрядцев-липован на нижнем Дунае относятся к самому концу XVII – началу XVIII в. В 40-х годах XVIII в. одна из старообрядческих общин поселилась в глухом, труднодоступном углу дунайской дельты. С 1746г. появился на картах Бессарабия поселок Липованских. Одновременно с крестьянами на обоих берегах дунайской дельты начинают селиться донские казаки старообрядцы. Эти казаки во главе со своим атаманом Игнатием Некрасовым принимали участие в восстании под руководством Кондратия Булавина в 1707-1708 гг. После поражения булавцев Игнатий Некрасов со своими сторонниками ушел на Кубань, которая тогда принадлежала Крымскому ханству. В конце 70-х – начале 80-х гг. XVIII в. на Дунай с Кубани состоялось второе массовое переселение некрасовцев. Это связано с наступлением царских войск на Кубань и присоединением Крыма к России. Некрасовцы селились вместе с липованами, близкими им по вере. К ним присоединялись и крестьяне, бежавшие из России. Эти переселенцы из России нередко выкупали из плена российских солдат. Липованско-Некрасовская община на Дунае постоянно пополнялась. В конце XVIII–нач. XIX века, старообрядческо-липованское население обоих берегов дунайской дельты достигло 15 тыс. человек. Вторая часть переселилась в Турцию и расположилась в двух поселках в 40 километрах от Мраморного моря. Только в 1962 г. они переселились в поселок Кумская Долина Ставропольского края, где живут и поныне.

Сербская колонизация. В середине XVIII в. российское правительство, чтобы положить конец татарским и запорожским нападениям, решил создать прочный барьер из военных поселений. Пригодились сербы, которые давно просились переселиться из Австрии в Россию. Следовательно, часть земель в верховьях рек Ингулец, Ингул и Синюха в 1751 г, отдали нескольким тысячам православных сербов, которые спасаясь от преследований католиков, бежали в Украину. Здесь была создана «Новая Сербия» с разделением на полки и роты, а южнее и частично за счет запорожских земель, был создан Новослободский казачий полк, который не входил в состав Запорожского войска. Сербские полки так никогда и не были полностью укомплектованы. Хотя иностранцы и пользовались правом беспошлинной торговли и были освобождены от всяких налогов, они так и не стали экономически полезными своей новой родине. Действительно, строить города сербам на помощь направляли казаков из Гетманата, защищали их российские воинские части. К тому же сербов часто селили в казацких селах и лагерях, отнимая собственность у местного украинского населения. Стратегические соображения и необходимость хозяйственного освоения богатого агроклиматическими ресурсами и выгодно расположенного в экономико-географическом отношении края способствовали его быстрой колонизации. Правда, огромное значение имел приказ 1776 г. генерал-губернатора Новороссийского края князя Г.Потемкина: «Беглецов не возвращать». Приказ его был крепче всех жалоб помещиков на беглецов-крестьян. Следствием этого было то, что Южную Украину заполнили беженцы. Со временем степная Украина должна была стать зоной большого социального эксперимента. Здесь планировалось внедрение совершенно нового общественного строя. Впоследствии отдельным декретом от 1785 г. Екатерина II объявила, что в южных степях не будет крепостничества. Для этого они должны были заселяться свободно, отставными солдатами и т.д. Однако рост хозяйственного значения этого края требовал все большего количества рабочих рук. Поэтому многие из помещиков насильно вывозили крепостных из северных губерний Украины или даже частично и из России.

Административно-территориальное формирование Новороссийского края и его заселение во второй половине XVIII в. Эти проблемы подробно освещены в работе Г.А.Заславского «Большой юг Украины: территория и население». Одесса, 1996. После вступления на престол в России императрицы Екатерины II иммиграционная политика стала направляться не на создание военных поселений, а на хозяйственное освоение территорий. Был обнародован указ от 4 декабря 1762 г., который призвал иностранцев переселяться в Российскую империю. Указом от 22 июля 1763 переселенцам предоставлялись льготы, и внедрялось Опекунство иностранных переселенцев. 19 марта 1764 г. был издан указ о колонистах. Одновременно указами от 22 марта, 11 июня, 22 июля 1764 г., уже существующие колонии были ликвидированы, а вместо них была образована Новороссийская губерния. Эта губерния включала в себя – Елизаветградскую провинцию, которая объединяла Новосербию и Новослободский казачий полк, Екатерининскую провинцию, которая объединяла Словьяносербию и украинскую линию, Бахмутский уезд. Основная причина реформы состояла в общей политике Екатерины II. Она стремилась лишить любой самобытности и независимости все части Украины, которые одна за другой включались правительством России в состав империи. Первой отменена была Гетманщина, второй Слобожанщина (превращена в украинскую Слободскую губернию), теперь пришла очередь Новой Сербии, Славяносербии и Новослободского полка.

Очередная русско-турецкая война 1768-1774 гг. – потребовала решения не только проблемы выхода России к Черному морю за счет Крымского ханства и Турции, но и дальнейшего заселения этого края трудоспособным населением. Поэтому параллельно с депортацией ногайцев за Дон правительство продолжало переселенческие мероприятия. В 1773 г. из района боевых действий в Болгарии на территорию Новороссийской губернии прибыла группа из нескольких сот семей и была размещена в Малиновке на р. Синюха. По мирному договору в конце войны Стройжак и Очаковская область вновь отдавались Турции и сюда из Добруша возвращались ногаи, а междуречье Южного Буга и Днепра, район Кинбурн, район Мелитополя, междуречье Дона и Еи в восточном Приазовье отошли к России. Крымское ханство, после трехсотлетней зависимости от Турции, юридически объявлялось самостоятельным, а фактически включалось в сферу влияния Российской империи. Земли Запорожья оказались между Новороссийской губернией и только присоединенными территориями. Такое положение не вписывалось в геополитические планы правительства России. 5 июня 1775 г. новая Сечь была ликвидирована, сечевые деньги (120 тыс. руб.), табуны были отправлены на нужды переселенцев в Новороссию, а артиллерию вывезла русская армия. В результате административной реформы 7 ноября 1775 территория «Новой Сечи» вместе с присоединенными землями и Новороссийской губернией, так сказать старого образца вошли в состав вновь Новороссийского генерал-губернаторства. Оно включало в себя две губернии: Новороссийскую и Азовскую. Генерал-губернатором стал граф Г. Потемкин, которого впоследствии сменил граф П.Зубов. Как уже упоминалось, в 1783 г. Новороссийское генерал-губернаторство было преобразовано в Екатеринаславское наместничество. Г.Потемкин стал генерал-губернатором Екатеринославским и Таврическим. В 1793 г. по второму разделу Речи Посполитой, среди прочего, Россия получила Подолье. В 1795 г. юг Подолии и Очаковская область вошли в состав ново созданной Вознесенской губернии. Временным центром ее стал Новомиргород. Административно губерния входила в управление Екатеринославского, Таврического и Вознесенского генерал-губернаторств.

Но, в 1796 г. территория этих трех губерний вновь была объединена в Новороссийское генерал-губернаторство. Генерал-губернаторами стали генерал-майор Н. Бердяев, с ноября 1797 г. генерал граф М.Каховский, а уже с 1800 г. по 1803 г. генерал И.Михельсон. В 1797 г. генерал-губернаторство состояло из 12 уездов. Большинство его составляли бывшие запорожцы. В 90-е годы войско, также пополнялось за счет переселения донских и поволжских казаков из района Камыш и Дубовка. Помимо уже упоминавшихся сербов, болгар и других выходцев из Балканских стран, владельцы вновь имений переселяли крестьян из центральных губерний. А в междуречье Днестра и Южного Буга развивалась молдавская колонизация. В 1787 г. вышел царский указ, который обеспечивал льготами переселенцев из Пруссии. В 1787-1788 гг. с Данциг прибыла и расселилась в Крыму и в нижнем течении Днепра, где уже были немецкие и шведские поселения, группа немцев-колонистов численностью более 900 человек. На протяжении 90-х годов XVIII в. на правобережье Днепра в районе Хортицы возникло 10 сел общей численностью более 900 жителей и одно село немцев-лютеран. Несмотря на то, что меннониты разговаривали на нижненемецком диалекте, а языком делопроизводства у них был литературный немецкий язык, они сохранили свое этническое (голландское) самосознание и не смешивались с другими выходцами из Германии.

Культура Украины в XVIII в. Как социальное, так и политическое неравенство на Украине никогда не переводилось. Примером того является отношение к украинскому народу каждого нового политического режима. Действительно, как Польша в 1569 г., так теперь Россия в 1783 г. не только полностью закрепостила крестьян, но и ликвидировала Юрьев день. Одновременно происходило наступление самодержавия и на украинские города. Если во время Польши многие украинские города пользовались магдебургским правом, то уже в 1775 г. городское самоуправление в Украине было упразднено, а за несколько лет перед тем первым был арестован весь магистрат и забраны грамоты Киева.

Церковный характер образования в Украине. Киево-Могилянская академия и коллегии. Киев имел ведущее место в духовной жизни украинского народа еще с первой половины XVII в. и удерживал его до конца XVIII в. Церковь на протяжении этого столетия еще сохраняет одну из главных своих назначений быть очагом образования. Под эгидой церкви продолжает развиваться Киево-Могилянская коллегия, которая в 1700-1701 гг. была преобразована в академию. По ее образцу были созданы другие православные коллегии: на Левобережье-Черниговская коллегия с 1700 г.; Харьковская коллегия с 1734 г. и коллегия в Переяславе с 1738 г., которая называлась, то семинарией, то коллегией. Возникли, также первые профессиональные школы: госпитальные, артиллерийские и штурманские. Преподавание в них велось на латинском языке. По структуре все коллегии были подобны Киево-Могилянской академии. Обучение в коллегиях было доступным для всех слоев населения Украины и сыграло выдающуюся роль в распространении образования и науки. Коллегия состояла из 7-8 классов, в них изучались восемь освобожденных искусств. Со второй половины XVIII века, после того как по приказу Екатерины II у монастырей отобрали земли, эти центры образования постепенно исчезли.

В Киево-Могилянской академии ежегодно училось свыше 1000 студентов. Талантливых из них посылали для завершения образования в западноевропейских университетов. Хотя академия и не была школой национальной в полном смысле этого слова – содержание и форма науки были довольно далеки от народных нужд, все же это было образовательное учреждение высшего качества. С годами ряд выдающихся воспитанников академии стали носителям образования на Московии. Среди многих можно вспомнить М. В. Ломоносова, который учился здесь в 1733 г. Не менее яркой личностью был и воспитанник академии знаменитый писатель и философ Григорий Савич Сковорода. Однако самодержавие, усматривая в этом образовательном учреждении центр духовной оппозиции против своих посягательств, прилагало все усилия, чтобы превратить академию в обычную богословскую школу, и почти достигло своего. На старых принципах академия существовала до конца XVIII в. При Екатерине II уже были железными старания казацкой старшины превратить академию в университет. Российское правительство начало активную ликвидацию украинских школ, доступных народу. Надо сказать, что в Киево-Могилянской академии рядом сидели дети простых казаков и гетманов, духовные и светские. Зато учреждаются школы московские. Они не были плохими, но они были одинаковыми и в России, и на Кавказе, и в Украине. К тому же, они были доступны лишь для состояний привилегированных.

Начальные школы. Как считает Н. Полонская-Василенко, в XVIII в. почти каждое село имело свою начальную (партикулярную) школу. Существовали эти школы при церквях и обучали в них благодарности. Со временем, в 1768 г. на территории позднейших уездов Черниговского, Городенского и Сотницкого было 134 школы, и на каждую приходилось 746 душ населения. Важным было то, что эти школы учреждали население, которое понимало необходимость обучения. Учителями были странствующие дьяки, которых называли дидаскалами. Средства общины удерживали дьяка и нанимали помещение под школу. Правда, не всегда такая школа отвечала простейшим требованиям. Духовенство Украины, в руках которого было такое мощное средство культурного влияния как Киево-Могилянская академия, через свою аполитичность потеряло ведущее положение. Так же заперлись в узких рамках литературного любительства украинские писатели и перестали быть оружием масс. Однако, духовная жизнь на Украине не замерла. Этому способствовали, художественная литература, исторические труды XVIII в., оставили нам в наследство казацкие летописи. Казаки писали в боях оружием и кровью, а со временем переписывали на бумагу и хранили потомкам в пример. В конце XVII и нач. XVIII в. появляются казацкие летописи. «Летопись Самовидца» была написана, видимо, Романом Ракушкой, принимавшего участие в освободительной войне.

Эти летописи являются литературным продуктом светских кругов украинского общества. Такой же является «История Руссов». Через все произведение проходит идея борьбы народа за свои давние права и привилегии, как славяне поселились над Днепром. Влияние этого произведения на себе испытал И.Т.Шевченко. Многие из исторических произведений украинских авторов того времени связывали эпоху Гетманата с Киевской Русью. Таким было «Краткое описание Малороссии», или Г.Показа «Описание о Малой России», равно как и «Краткое описание о казацком Малороссийском народе» П. Симановского или «Собрание историческое» С.Лукомского. Значение этих произведений заключалось в том, что они показывали непрерывность истории Украины и единство украинского народа от Киевской Руси и до XVIII в.

Большое значение для понимания идеологии, характер культуры, стремлений украинской элиты XVIII в. имеют мемуары и дневники. В несколько сот страниц был написан дневник «Диариуш» Филиппа Орлика (1720-1732 гг.) Очень большие по размеру дневники оставили после себя Петр Апостол, сын гетмана, а также генеральный казначей Яков Маркович. Его дневник является особенно ценным историческим источником. Двадцать три года путешествовал по миру выпускник Киево-Могилянской академии Василий Григорович-Барский. После него осталось много записей, которые вызвали огромный интерес у читателей того времени. Достаточно сказать, что за время с 1778 по 1819 гг. эти записи были изданны шесть раз.

Книгопечатание и литература. В XVIII в. происходит упадок украинского книгопечатания. Петр закрыл последнюю типографию на Украине, которая существовала при Киево-Печерской лавре. Позволялось, правда выпускать небольшое количество церковной, богослужебной литературы. Большинство произведений светской литературы снова начала распространяться в рукописях. Целый век на Украине делались попытки восстановить свое книгопечатание. Книги украинских авторов жгли в Москве, чтобы «ереси и смуты в мире не были». Несколько раз издавались распоряжения о запрете россиянам покупать и держать их в домах, хотя книги были в основном церковные, далекие от политики. Перед началом XVIII в. на церковном соборе в Москве в 1690 г. на книги с украинским языком С.Полоцкого, П.Могилы, К.Ставровецкого, Барановича и др. было наложено «проклятство и анафема». Самих православных украинцев в православной Москве долго еще называют еретиками и перекрещиваются. Важное место в это время в литературной жизни Украины занимала поэзия. Широкое признание получил рукописный сборник стихов Климента Зиновьева, в который вошло 370 стихотворений. Поэт выступал против жажды обогащения, корил богачей за то, что «они эксплуатировали людей убогих». Одновременно он прославлял честный труд земледельца, ремесленника. Значительное распространение получили сатирические стихи, в которых критиковались недостатки и общественная мораль того времени. Выдающимся явлением литературной жизни Украины второй половины XVII в. было литературное творчество Г.Сковороды (1722-1794 гг.) За десять лет он написал 30 басен, объединенных в сборник «Басни Харькова». В них выражался протест против социального гнета. Лучшие стихотворные произведения Г.Сковороды объединены в сборнике «Сад божественных песней». В них поэт выступает певцом свободы, прославляет «отца вольности» Хмельницкого, высказывает свои антимонархические настроения. Петрович Котляровский (1769-1838 гг.) в 1798 г. в Санкт-Петербурге на средства полтавского помещика Н.Парпури вышли в свет три части его знаменитой поэмы «Энеида», созданной по мотивам произведения древнеримского поэта Вергилия. В «Энеиде» широко использованы традиции украинской бурлескной литературы. Поэма написана народным языком, в ней реалистически изображена жизнь и быт, социальные отношения разных слоев украинского общества второй половины XVIII века. В образах Энея и троянцев, богов и царей выведены колоритные типы крестьян, казаков, мещан, господ, старшин, чиновников и т.д.

Феодально-крепостнический строй и зарождение капитализма. Участие украинского народа в войне против Наполеона в 1812 г. Когда французский император Наполеон Бонапарт напал на Российскую империю, в борьбу с ним вступили и украинцы. Вторжение французов на территорию России вызвало на Украине патриотический подъем. Формы участия украинского народа в войне против захватчиков были разнообразными. Летом 1812 г. основной груз войны с врагом лег на плечи регулярной русской армии, в составе которой было немало украинцев. Основная их часть попала в кавалерии. Многие полки получили название той местности, где они были сформированы. Отношение к рекрутской повинности в корне изменилось. Немецкий поэт и ученый Е.М.Арндт, который летом 1812 г. побывал на Украине, писал о том, что рекруты шли на сборные пункты с песнями. Формирование казачьего началось еще до появления манифеста 6 июля 1812 г., об организации ополчения и даже еще до начала войны. 25 июня на имя генерал-губернатора Малороссии князя Я.И.Лобанова-Ростовского поступил рескрипт Александра I об организации казачьих полков только в Черниговской и Полтавской губерниях. Поэтому генерал-губернатор обратился к царю за разъяснениями и просьбой разрешить ему объявить казачеству о том, что «навсегда освободится оно от рекрутство». 6 июля 1812 Александр I издал манифест о создании земского ополчения, к которому крепостные набирались с разрешения помещиков, а представители других сословий добровольно. Дело стало всенародным. Особенно активизировались крепостные, которые надеялись таким путем после окончания войны снискать себе свободу. Всего на войну 1812 г. на Украине было мобилизовано свыше 60 тыс. мужчин, не считая тех, которые служили в регулярной армии. Украинские казачьи полки непосредственно принимали участие в военных действиях на фронте, а казаки Бугского полка входили в состав партизанского отряда Дениса Давыдова. Угнетенный царизмом, испытывая социальное и национальное унижение, украинский народ, однако, нашел в себе силы для борьбы против иноземных захватчиков. Даже украинская Галиция в составе Австрийской империи считала родным для себя в деле борьбы народов Российской империи против французских оккупантов. Волынский губернатор сообщал М.Кутузову, что редакторы львовских газет ездят на российскую границу, чтобы иметь правдивую информацию о ходе военных действий. Украина не претерпела французской оккупации. Западные ее территории были захвачены союзниками Наполеона австрийцами. Однако, наиболее радикальные элементы среди украинского дворянства желали Наполеону успеха, искренне веря, что он освободит Украину от русского ига. Интересно, что и поляки тоже возлагали большие надежды на французов с Наполеоном, которые могут освободить Польшу от российского ига.

Декабристское движение на Украине. Как офицеры, так и солдаты русской армии в заграничных походах увидели в Европе другое развитие, так выразительно не похоже на их жизнь. Например, в побежденной Франции все граждане были свободными, конституция обеспечивала им необходимый минимум прав и свободы. В армейской и офицерской среде начали возникать тайные общества масонские кружки и политические общества. К одной в Полтаве принадлежал И.П.Котляровский. Кружок в Киеве под названием «Соединенные славяне» состоял из украинцев, поляков, русских. В него входили Василий Лукашевич, Павел Пестель, Михаил Бестужев-Рюмин будущие декабристы. В таких кружках приобретались первые навыки конспиративной работы, оттачивались политические идеи и способы их воплощения в жизнь. Поскольку инициаторами создания этих кружков были русские, именно они и ставили своей целью приобщение малороссийского дворянства к всероссийскому политическому движению. Сначала в Туле на Подолье в 1821 г. возникло Южное общество декабристов, председателем которого был полковник П.Пестель. Он же и написал программный документ Южного общества «Русскую правду». Программа предусматривала уничтожение самодержавия, установление республиканского образа правления и отмены крепостного права. К сожалению, в этом документе полностью игнорировались национальные интересы всех народов, входивших в состав Российской империи. Северное общество возникло в Санкт-Петербурге в 1822 г. и возглавлял его Никита Муравьев. Рядом с Южным обществом на Украине действовало «Общество соединенных славян», созданное в Новоград-Волынском офицерами Борисовыми и дворянином Волынской губернии Юлианом Люблянским. Общество ставило своей первой задачей ликвидацию крепостничества и самодержавия. «Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь», говорится в «Правилах» организации. Оригинальность программы «Общества соединенных славян» заключается в том, что его члены считали наилучшим путем к освобождению славянских народов от крепостничества и самодержавия объединения всех народов в единую федеративную демократическую республику. То есть, даже речь не шла об Украине как государстве.

Осенью 1825 г. Южное общество и «Общество соединенных славян» объединились в одну организацию в составе Васильковской управы. В целом же Южное общество декабристов благодаря объединению выросло до 160 человек. В связи с процессом формирования нации на Украине активизировалось национальное движение. В одно и то же время рядом с декабристскими организациями возникло и действовало Малороссийское общество (1821-1825гг.), которое возглавил дворянин Полтавской губернии Василий Лукашевич. Он уже имел опыт нелегальной деятельности в организации декабристов и в масонском кружке. Целью общества была политическая независимость Украины от Польши. Эта организация не имела четкой программы своей деятельности, хотя один только факт ее существования свидетельствовал о осознании лучшей части украинского общества необходимости радикальных изменений в государстве. Восстание декабристов планировалось на время летних военных маневров 1826 г., когда царь Александр I должен был выехать на Украину. Но, при загадочных обстоятельствах царь умирает и заговорщики из Северного общества преждевременно, без согласования с руководителями Южного общества, решили захватить власть в России. Для этого они, воспользовавшись династическим кризисом, запланировали свое выступление на 14-12-1825 г, время коронования Николая I. Члены Северного общества рассчитывали, что им удастся организовать отказ войск, которые выйдут на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге, от присяги новому царю и с их помощью они захватят власть. Хотя руководителем восстания был назначен князь С. Трубецкой, на самом деле повстанцев возглавил К. Рылеев. П. Каховскому было поручено убить Николая I. Спешить надо было еще и потому, что за день до восстания был арестован П.Пестель. Стало понятно, что организация разоблачена, пути к отступлению у революционеров не было. 14-12-1825 г., в день присяги новому царю членам общества удалось сагитировать на восстание Московский полк и еще несколько военных частей. Кажется странным пассивная форма проведения восстания, тем более военными специалистами, которые были знакомы с тактикой и стратегией военных действий. Несколько тысяч солдат и десятки офицеров простояли большую часть дня в ожидании, что к ним присоединится остальная часть войска. Мирные жители столицы сочувственно отнеслись к восставшим. Однако армия не поддержала декабристов. Напротив, Николай I сумел организовать подавление восстания. Преданные ему войска во главе с героем Отечественной войны 1812 г. генералом Милорадовичем начали артиллерийский обстрел картечью восставших и мирного населения, скопившихся на Сенатской площади. Сотни людей были убиты и ранены. Началось восстание декабристов и на Украине. Выступили две роты Черниговского полка, к ним присоединились еще три. Они вступили в г. Васильков, где стоял штаб полка с флагами, и захватили его, а затем вступили в село Большая Мотовиловка. Наконец к восставшим присоединился весь Черниговский полк. Однако восставших не поддержали соседние Кременчугский и Алексопольський полки. Восставшие двинулись на Белую Церковь. Часть русских войск, которая осталась верной царю, обстреляла восставших из пушек на высотах у сел Устимовка и Ковалевки. Этот бой закончился разгромом повстанцев.

Начались аресты декабристов по всей империи. Почти всех участников декабристского движения сослали в Сибирь, а пятеро из них К. Рылеева, П. Пестеля, С. Муравьева-Апостола, М. Бестужева-Рюмина и П. Каховского повесили по приказу царя ночью 13-07-1826 на Кронверк Петропавловской крепости. Декабристское движение на Украине от основания тайных обществ и к вооруженному выступлению Черниговцев против царизма кончилось. Декабристы потерпели поражение. Это произошло потому, что их движение было узко-дворянским, а его участники были очень далеки от народа. Но, дело их не погибло. Восстание декабристов оказало значительное влияние и на развитие антикрепостнического движения на Украине. Восставшие в 1826-1827 гг. крестьяне Киева прямо заявляли, что они сторонники восставших.

Положение в сельском хозяйстве. В начале XIX в. как в Российской, так и в Австрийской империях происходят одинаковые процессы:

  • преобладание в аграрной отрасли помещичьего землевладения с его прогрессирующим упадком;
  • усиление эксплуатации крестьянства, его социальная дифференциация;
  • кризис натурального хозяйства и его переход на путь капитализма. Обострение всех названных тенденций ускоряет развитие национального движения. В общественно-политической жизни Украины продолжали господствовать феодальные отношения. Крестьянство делилось на две группы – помещичьи и государственные. Отработочная, рента продуктами и рента деньгами были основными формами феодальной эксплуатации крестьян. Государственные крестьяне были свободными. Они составляли большинство населения на Левобережье (67%) и юге Украины (69%). За пользование казенной землей государственные крестьяне платили феодальную денежную ренту государству. То есть, они находились в феодальной зависимости от государственной казны. Доминировало помещичье землевладение. В украинских землях в границах Российской империи оно составляло около 75% земли, а в пределах Австрийской около 90%. Начались существенные изменения в сельском хозяйстве, которые определялись, прежде всего, разрушением натурального хозяйства и переходом на рельсы товарности и предпринимательства.

Восстания на Подолье под руководством Устима малыша. Развитие экономики в первой половине XIX в. на Украине усиливал крепостнический гнет крестьянства помещиками, которые стремились получить прибыль от своего хозяйства за любую цену. Помещики увеличивали барщину до 5-6 дней в неделю, вводили урочную систему. На один день помещик назначал работу, которую можно было выполнить всего за несколько дней. Некоторые помещики становились на путь полного ограбления крестьян. Они сгоняли крестьян с плодородных земель и за счет крестьянских наделов увеличивали посевы товарного хлеба. Лишенные земли, крестьяне жили в помещичьих грязных бараках или даже хлевах. За изнурительный труд помещик выдавал ежемесячно нищенский паек, которого не хватало на содержание семьи. Это была одна из самых жестоких форм феодально-крепостнической эксплуатации. Таким образом, положение «месячника» ничем не отличалось от положения раба. Такое положение крепостных не могло не вызывать у них протеста и толкало на борьбу за свое освобождение. Крестьяне восставали по всей Украины, и длительным было движение на Подолье нынешние Винницкая и Хмельницкая области. Здесь крестьянские выступления не прекращались в течение 1820-1830 гг. Возглавил эту беспримерную борьбу крестьян и городской бедноты Подолья, выходец из семьи крепостного Устим Кармелюк. Отряды вооруженных повстанцев во главе с Устимом Кармалюком быстро переходили с места на место и неожиданно нападали на помещичьи имения. Движение крестьян под руководством Кармалюка длилось более 20 лет. Его волю к борьбе не смогли, сломит ни аресты, ни пытки, ни тюрьмы. Кармалюк в свои 43 года уже несколько раз был арестован, получил около 4,5 тыс. ударов шпицрутенами и плетьми, трижды был сослан в Сибирь и все три раза убегал оттуда. Кармалюк расправился со многими господами и их управляющими. За долгие годы в повстанческих отрядах Кармалюка находилось более 20 тыс. крестьян из городской бедноты. Они совершили более одной тысячи нападений на помещиков. Восстание было подавлено после коварного убийства У.Кармалюка одним из шляхтичей. Между тем крестьянские восстания время от времени вспыхивали в других районах Украины.

Развитие промышленности. В промышленности преобладали помещичьи и государственные мануфактуры. В основе их лежали принудительный труд крепостных и примитивная техника. Большие крепостные суконные мануфактуры работали в Киевской, Полтавской и других губерниях. Существовали и государственные (казенные) заводы: Луганский литейный, Киевский арсенал, Шосткинский пороховой завод и др. К середине 50-х годов в Украине действовало 11 чугунолитейных и 32 железоделательных завода. Добыча угля в Донбассе составляла 6 млн. пудов в год.

Культурное возрождение в начале XIX века в западно-украинских землях. Украинский этнос на западно-украинских землях представлял большей частью крестьянство. Оно сохраняло родной язык и этнический характер традиционно-бытовой культуры, проявляло себя и активной общественной силой. Такими же были и массовые бегства крестьян, и поджоги помещичьих имений, и крестьянские волнения не раз вспыхивали с небывалой силой в разных местностях Восточной Галиции, Северной Буковины, Закарпатья. Они подавлялись только с помощью военных частей и специальных карательных отрядов. Уже судебные процессы сельских и городских общин с помещиками, коллективные жалобы в административные органы свидетельствовали не только о тяжелой судьбе народа в Австрийской империи, но и о гибкости системы, которая принимала конституцию и пробовала руководствоваться законом.

Существенным было то, что в процессе борьбы росла и развивалась солидарность трудового крестьянства, как внутри общин, так и между общинами, вырастали сознательные крестьянские вожаки. Особенно страшным был тот дух непокорности, который жил в душе народа. Отношение народа к власти находили проявление и в его устном поэтическом творчестве. Вопреки официальной политике, крестьяне Галиции, Буковины, Закарпатье своей традиционной культурой и самоназванием “русин”, “русак» свидетельствовало чувство духовной связи со всем украинским народом. Этим отрицается утверждение современного польского исследователя Яна Козика о том, что народ Галиции в первой половине XIX в. не имел национального сознания. Очевидно, что социальная активность и антифеодальная направленность народа влияла на формирование общественного мнения на западно-украинских землях. Понятно, что в украинской знати и церковной греко-католической иерархии эти настроения сочувствия не вызвали. Однако и они не могли не задуматься над тем, что ассимиляция украинцев, отрицание самобытности, культуры – это потеря почвы под собственными ногами. Это понимало низовое духовенство, повседневно сталкиваясь с простым народом. Еще слабо исследован процесс роста интереса к народу и его культуры на западно-украинских землях перед «Русской троицей». Уже в конце XVIII в. здесь поднимались вопросы о необходимости образования народным языком. В 1816 г. в Перемышле возникло общество с целью подготовки книжек для народа образовательного и религиозного содержания. Там же для подготовки сельских учителей в 1818 г. были учреждены учительские школы. Понятно, что этой работе чинили всяческие препятствия официальные власти и особенно ожесточенное сопротивление помещики. Они отдавали в рекруты дьяков-учителей, совершали расправу над крестьянами, которые поддерживали школу и посылали в неё своих детей. И. Франко привел документ о том, что помещик преследовал школу, основанную в с. Залучье у Снятина, отдал в солдаты трех дьячков, которые осмелились учить сельскую молодежь читать и писать. Отголоски всех этих событий, идейных тенденций достигали и западно-украинских земель. Это сказалось на характере мышления и деятельности определенной части интеллигенции. Именно на это указывает Я. Гловацкий в письме к Осипа Боденского в ноябре 1844 г. он говорит об обстоятельствах зарождения народного движения в Галиции. Примером культурного самоутверждения славянских народов послужил, в частности, толчком к научному исследованию украинского языка, написание его грамматики, составление словарей. Такая работа уже довольно широко разворачивается в 20-х годах XIX века. Польские и австрийские чиновники, с одной стороны, а русские с другой, считали непригодной к употреблению украинский язык в народных школах. И.Могильницкий в своем трактате «Ведомость о русском языке» с научной аргументацией показал историческую глубину и самобытность украинского языка, его общность для населения всей Украины, пригодность для литературного употребления. Положительно сказалась в Галиции деятельность Зориан Доленго-Ходаковского, его народоведческие путешествия в этом крае, его знаменитая статья «О Словьянщине перед христианством», напечатанная в Кременце в 1818 г. Высокая оценка их произведений устной народной поэзии способствовала усилению внимания в Галиции к фольклору.

М.Шашкевич организовал кружок. Как человек поэтически одаренный, он не был равнодушен к народной поэзии, принес интерес к ней и в стены львовской духовной семинарии, в которую вступил в 1829 г. Во Львове он стал одним из участников общего собирательно фольклорного движения 20-30-х годов. Уже в начале пребывания в семинарии М. Шашкевич сблизился со своим ровесником И. Василевичем, который принес из родного карпатского села увлечения народнопоэтическим словом. В 1831 г. В семинарию поступил Я.Гловацкий. «Русская троица» полулегальное демократическо–просветительское объединение было создано М.Шашкевичем, И.Василевичем и Я.Гловацким. Своей разносторонней деятельностью «Русская троица» осуществила переход от фольклорно-этнографического этапа национального движения к культурническому, сделала первые шаги в направлении политического решения национальных проблем. Члены «Русской троицы» находились под влиянием идей романтизма, произведений историков, этнографов и литераторов Приднепровской Украины.

Эти и другие факты дают основание видеть возникновения кружка М.Шашкевича и характер его деятельности в контексте с европейским и особенно славянским освободительным движением, идеалами славянской взаимности, национально-культурной самобытности.

Буржуазная революция 1848 г. в Западной Европе «Весна народов» и реформы в Австрийской империи. В 1848 г. волна революционного движения охватила всю западную половину европейского материка. В Австрийской империи это движение откликнулось более громко, восстала Венгрия, восстали славянские народы Австрии, которые были подготовлены предшествующим культурным и общественным движением. Сначала это были чехи и словаки, которые создали федеративный сейм в Праге. Борьба порабощенных народов Центральной и Восточной Европы за свободу получила название революции «Весна народов». Венское правительство быстро пошло навстречу требованиям народов империи. По отношению к Галиции эта скорость была тем больше, что Австрия рассчитывала найти в русинах во время революции противовес более революционно настроенным полякам. Сразу же уничтожено было крепостное право в тех его остатках еще от реформ Иосифа II. Народом Галиции была избрана конституция. То есть, русины получили сразу полноту не только гражданских, но и политических прав. Был вновь открыт Львовский университет, и на кафедрах богословия, украинской словесности и украинской истории снова началось преподавание на украинском языке. 13 апреля был создан поляками Центральный Совет Народов как орган самоуправления для координации всех революционных действий в г. Львове. Была отменена барщина в Галиции 15 мая 1848 года, на пять месяцев раньше, чем в самой Австрии. Это было сделано местными польскими властями под впечатлением так называемой «мазурской резни». Во Львове среди местной шляхты поднялась «волна великого страха» в связи со слухами об этой резне. Для противопоставления Центральной Раде Народов в начале мая была создана Украинская Главная Русская Рада во главе с Григорием Ефимовичем. В мае же ГРР передала петицию губернатору графу Францу Стадиона с требованием распределения Западной и Восточной Галиции и объединение последней из Закарпатья и Буковины, как отдельной украинской провинции. В этом же 1848 г. во Львове вышла в свет первая вообще украинская газета «Зоря Галицкая», а также была создана культурно-просветительская организация «Галицко-Русская матица». «Заря Галицкая» пропагандировала свою программу политической деятельности, которая затем надолго стала программой передовой части галицкой интеллигенции. Поляки в Венском сейме выступали с утверждением, что в Галиции нет украинцев, русинов, а есть только крестьяне и священники «поп да хлоп». Австрийцы тоже считали, что русины являются “тирольцев востока». Ф. Энгельс писал, что русины являются частью польского народа, впервые узнали о том, что они русины, из уст губернатора графа Франца Стадиона. Вообще же, как Маркс, так и Энгельс считали, что все славяне, кроме поляков, сыграли в революции 1848 г. позорную роль. Энгельс добавлял по этому поводу, что поэтому славяне потеряли свою жизнеспособность и историческую перспективу.

(Интересно, что бабушка К.Маркса Ева Лемберг жила во Львове в конце XVIII века затем она уехала в Германию, где и вышла замуж за будущего деда Маркса), 1-2 ноября 1848 г. начался артиллерийский обстрел Львова австрийскими войсками, от которого сгорел университет совместно с библиотекой. Кульминацией революции было убийство австрийскими солдатами портняжного подмастерья поляка Навроцкого. С него началось восстание в городе. Вскоре оно было подавлено, но реформы в Австрии завершились в 1848 г. отменой барщины, принятием конституции и созывом парламента. Крестьянское движение на Буковине во главе с Лукьяном Кобылицей. В отличие от интеллигенции Западной Украины, слишком лояльно отнеслась к императорскому правительству Австрийской империи во время революции 1848 года, крестьянство довольно бурно реагировало на эти события. Еще до революции крестьяне поднимались на отчаянную борьбу за свое освобождение. Особый размах в 30-50-х годах XIX в. набрала, борьба крестьян Буковины под руководством Лукьяна Кобылицы выходца из семьи крепостного крестьянина. Они в 1839 г. избрали его от родного села Путилы своим делегатом для вручения жалобы правительству.

Отчаявшись в попытках убедить императорское правительство решить хоть одно дело в пользу крестьян, Л.Кобылица в 1843 г. собрал вокруг себя крестьян из 16 сел и начал решительную борьбу за землю и волю. Крестьяне отказались ходить на барщину, выгнали из своих сел помещиков и администрацию, образовали органы местного самоуправления и прибрали к своим рукам землю, пастбища и леса. Только крупному отряду войска удалось в 1844 г. подавить восстание и наказать розгами и палками 220 его участников. Л.Кобылицу и нескольких его соратников на долгое время заключили в тюрьму. Революция 1848 г. всколыхнула снова, и Л.Кобылица, который только что вышел из тюрьмы, становится во главе повстанцев. Выбранный крестьянами в австрийский парламент, он решительно выступает против абсолютизма и крепостничества. Достигшее революцией от императорского правительства ликвидации крепостного права не удовлетворила крестьян, потому что им не хватало земли, леса и пастбищ. Получив от государства, волю, крестьяне были лишены тем же государством своих прав на пользование общинными землями и пастбищами. Это вызвало новую волну восстаний в 1848-1849 гг., которые возглавлял Л.Кобылица. Собрав в ноябре 1848 г. многотысячные собрания, Л.Кобылица убедил крестьян, в том что, рейхстаг не улучшит их судьбу, поэтому надо самим бороться за свои права. Собрав конный отряд, Л.Кобылица выступил в освободительный поход по всей Буковине. Действуя якобы от имени императора, Л.Кобылица в каждом селе и городке организовал выборы местных властей, раздавал людям земли, леса и пастбища, а также имущество помещиков. Австрийская власть огласила награду за голову Л.Кобылицы. Но, предателей не нашлось и восстание продолжалось еще полтора года. На подавление восстания были брошены войска. По одним данным, он был арестован властями и умер в ссылке в 1851г., а по другим он был казнен, а движение крестьян на Буковине постепенно прекратилось.

Общественное движение в Галиции во второй половине XIX века. Москвофилы. После императорского патента о принятии государственной конституции для Австрии (4-03-1849 г.) пришли времена абсолютизма (1850-1860 гг.) Из проекта раздела Галиции осталось только разделение на два округа апелляционных судов: 1) Львовский (Восточная Галиция и Буковина) 2) Краковский (Западная Галиция). Более консервативная часть украинской интеллигенции солидаризируется с российскими славянофилами в стремлении к слиянию украинцев, белорусов и россиян в единое политическое целое под эгидой России. Тем самым, интеллигенция отрицает сам факт существования этих трех наций и пытается вывести на политическую арену вымышленный «единый общерусский народ». Представителей этого направления в Галиции стали называть «староруссами», а со временем «москвофилами». Они состояли из украинских помещиков, буржуазии и священников греко-католической церкви, которые разочаровались в Австрийской империи. «Москвофилы» мечтали присоединиться к Российской империи. Им казалось, что «лучше утонуть в русском море, чем в польской луже». «Москвофилы» небезосновательно надеялись на поддержку России. Действительно, россияне поддерживали их не только идеологически, но и материально. Благодаря этой помощи «москвофилы» смогли издавать свою газету «Слово», имели политическую организацию Русскую Раду. Поскольку в это время в Галиции было мало школ с украинским языком обучения, то «москвофилы» начали творить научный язык, так называемую «галиматью», составленную из церковнославянских и русских слов, которую позже стали называть «язычием». Этот язык не прижился ни в литературе, ни в бытовом употреблении. Россия использовала «москвофилов» как «пятую колонну» внутри Австро-Венгерской империи и как противодействие украинскому движению. Единственное дело, успевшее тогда заинтересовать разочарованных в цесарском правительстве галичан, было построение «Народного дома» в Львове. Так национальная жизнь падала каждый раз ниже, и в 1853-1860 гг., кроме правительственного «Вестника», в Галиции не было ни одного независимого журнала. Но, с началом 60-х годов XIX в. под влиянием Приднепровья во Львове возникает ряд украинских газет «Вечерницы», «Мета», «Нива», «Правда» и другие.

В отличие от «москвофилов», «народники» своей деятельностью способствовали объединению украинского национального движения. Правда, путь к крестьянству для «народников» пролегал через греко-католическую церковь. Именно она пользовалась в народе самым большим авторитетом. Поэтому «народники» должны были идти на определенный компромисс с клерикалами, что придавало их деятельности определенный консерватизм.

Радикалы. В середине 70-х годов XIX века в Галиции появляется молодая интеллигенция, которая одинаково относилось с пробуждением, как к «москвофилам», так и к «народникам». Консерватизм и провинциальность обоих течений оттолкнули от них украинскую революционную молодёжь. Под влиянием М. Драгоманова, властителя думы прогрессивной молодёжи, такие Галицкие общественные и культурные деятели как Иван Франко, Михаил Павлик, Остап Телецкий и другие увлеклись идеями социализма. Социализм для них олицетворял все современное и европейское в политической жизни Украины. Так, в Галиции появилась еще одно, радикальное течение в общественно-политическом движении украинцев. Появление этого течения ознаменовал первый судебный политический процесс против украинских социалистов И.Франко, М.Павлика, О. Телецкого, который состоялся во Львове в 1877-1878 гг. В 70-80-х годах XIX в. радикалы выдавали печати журналы «Громадский друг», «Колокол», «Молот», «Мир», вели пропагандистскую работу среди украинских крестьян и рабочих. В 1899 г. часть радикалов во главе с И.Франко и М.Павликом вместе с народниками организовали Украинскую национально-демократическую партию (УНДП), которая потом сыграла основную роль в правительстве ЗУНР.

Формирование украинской политической элиты в XIX веке. Кирилло-Мефодиевское братство. Под влиянием обострения противоречий в Европе между абсолютизмом и демократией в первой половине XIX в. усилилось общественное движение и на Украине. Вершиной его стало возникновение в конце 1845 г. в Киеве Кирилло-Мефодиевского братства. Учредителями его были: профессор истории Киевского университета М.Костомаров, чиновник канцелярии генерал-губернатора М.Гулак и учитель Полтавского кадетского корпуса В.Белозерский. Вскоре к ним присоединился П.Кулиш, писатель и этнограф, а за ним и Т. Шевченко, к тому времени уже известный поэт, прославившийся своим «Кобзарем», вышедший в свет в Санкт-Петербурге в 1840 г. Программные положения братства изложены в «Книге бытия украинского народа» и в «Уставе Славянского братства св. Кирилла и Мефодия». Сама форма организации была заимствована в церковных братствах. Программа отстаивала общечеловеческие ценности справедливость, свободу, равенство и братство. Предлагалось, также создать федерацию славянских государств с центром в Киеве. Ведущую роль национальных идей в организации защищали П.Кулиш, Т.Шевченко вместе с М.Гулаком отстаивали необходимость свержения самодержавия, а М. Костомаров пропагандировал христианские и общечеловеческие идеи. По доносу одного из студентов, в начале 1847 года все участники братства без всякого суда были сосланы в Сибирь. Самое трудное было наказание Т.Шевченко, его отдали в солдаты без права писать и рисовать и сослали на Аральское море. Кирилло-Мефодиевское братство учло уроки мирового опыта и использовало идеи западноевропейского свободомыслия в своих национальных условиях. Ими были сформулированы основные постулаты украинского возрождения, определены методы и формы достижения поставленной цели. Деятельность братства стала началом перехода от культурнической к политической борьбе за государственность Украины. Это была попытка новой национальной элиты определить место и роль украинского народа в современном историческом контексте.

Развитие капитализма на Украине в первой половине XIX века. Отмена крепостного права. Наконец во время царствования Николая I административный аппарат Российской империи состоял из 100 тыс. чиновников. Между тем три собственного отделения Его Императорского Величества Канцелярии докладывали царю, что только три генерал-губернатора не берут взяток, и только потому, что один из них из декабристов (Муравьев), второй сын Радищева, а третий и сам слишком богат. Неудача Российской империи в Крымской войне 1853-1856гг. обусловливалась разоблачению смертельно угрожающих мест в режиме самодержавия. Это и заставило царизм провести ряд реформ. К ним относится, прежде всего, отмена крепостного права. Чтобы предотвратить революцию Александр II 19-02-1861г. подписал «Манифест» об отмене крепостничества и «Положение о крестьянах, освобожденных от крепостной зависимости». Крестьянам и дворовым людям предоставлялись права «свободных сельских обывателей, как личные, так и имущественные». Личную свободу крестьяне получили бесплатно, а за землю надо было платить выкуп. На Правобережье правительство, сомневаясь в лояльности шляхты, раздало крестьянам наделы на 18% больше, чем они имели до 1861 г. С 1866 г. земли и угодья государственных крестьян, которых на Украине было 50%, закреплялись за ними в бессрочное общинное и подворное пользование. Быстрому развитию капитализма в стране мешали остатки крепостничества. Крестьяне Украины восставали против введения этой грабительской реформе. Так, если в 1860 г. на Украине произошло 108 крестьянских волнений, то лишь в марте-мае 1861 г. их было уже 622. Всего же за 1861-1870 гг. состоялись 2871 крестьянских беспорядков.

Реформы периода капитализма. С ликвидацией крепостничества на Украине в составе Российской империи, она вступила в эпоху капитализма. Правительством России в 1862 г. была проведена финансовая реформа, в соответствии с которой создался Государственный банк, который сконцентрировал в своих руках все финансы государства. Косвенные налоги (на соль, вино, табак и т.п.) вместо частных лиц стали собирать государственные акцизные учреждения. Впервые за все время существования империи в прессе стали печатать все доходы и расходы государства. Реформа упорядочила финансы государства, хотя основное бремя налогов оставалось на крестьянах, а помещики от их выплаты были освобождены.

Поражение в Крымской войне, обострение международной обстановки, рост армий иностранных государств, новые условия ведения войны заставили царизм реорганизовать свою армию. В результате военной реформы 1862-1874 гг. была введена всеобщая воинская повинность для солдат. Срок службы в армии сокращался с 25 лет до 6 лет, в сухопутных войсках и 7 лет в военно-морском флоте. Важной была и судебная реформа 1864 г., которая вводила новый публичный суд. Была провозглашена независимость суда от администрации, то есть судья, и следователь не зависели от распоряжений правительства и полиции. В судопроизводстве хранились некоторые крепостнические порядки: политические дела рассматривались жандармерией, остались телесные наказания для крестьян, правительство стало снимать с должности несговорчивых судей. И все же реформа суда была наиболее последовательной реформой царизма того периода. Важнейшей из всех была земская реформа 1864 г. Земства на Украине начали создаваться в 1865-1875 гг. а на Правобережье, только в 1911 г. В работе земских учреждений участвовали те слои населения, которые имели в собственность на землю.

Реформы знаменовали собой переход от феодализма к капитализму. Они ускоряли расписание натурального хозяйства и создавали рынок сбыта для товаров капиталистического производства. Развитие капиталистической промышленности отличалось некоторыми особенностями. Главной среди них была много складность промышленности:

  • 1.Мелкотоварное производство (производство саней, телег, серпов, гончарное производство, ткачество, сапожничество и т.п.);
  • 2. Капиталистическая мануфактура;
  • 3. Капиталистическая фабрика.

Фабрично-заводская промышленность поглощала мелкотоварное и мануфактурное производство. Уже в 60-х и 80-х годов произошли перемены в структуре промышленности. Помещичья промышленность начала безвозвратно падать, зато растет вес добывающая промышленность, металлургия, машиностроения. В 1869 г. на Украине было 3712 фабрик и заводов, а в 1900г. – 5301 промышленное предприятие. На 1900 г. добыча каменного угля на Украине возросла в 115 раз, железной руды соответственно в 158 раз общероссийской добычи. В 80-90-х годах было построено 17 крупных металлургических и десятки машиностроительных заводов в Екатеринославской и Херсонской губерниях. Металлургические заводы Украины давали свыше 50% общей выплавки чугуна, стали и 75% проката металлов в Российской империи.

Млечный промысел Транспорт. До появления путей сообщения, созданных на промышленной основе, то есть железных дорог, пароходства и т.п., международные и внутренние перевозки осуществлялись чумаками. Чумаками называли категорию населения на Украине, которая занималась в XVII-XIX вв. торговым промыслом. Большой рост перевозок в черноморские порты предметов внешней торговли, а с побережья Черного и Азовского морей соли, рыбы и иностранных товаров способствовало распространению на Украине млечного промысла. Транспортировкой на дальние расстояния и перепродажей, прежде всего соли и рыбы, занимались выходцы из крестьян, меньше из городского населения. Особенно этот промысел развился на Украине в XVIII – первой половине XIX в.

Быстрое развитие промышленности ускоряло строительство железнодорожного транспорта рост городов, а также расширение торговли. Наряду с ростом таких городов, как Харьков, Киев, Одесса, Екатеринослав, Николаев учреждались и быстро росли новые промышленные центры Александровск (Запорожье), Юзивка (Донецк), возникшая как поселок возле заводов Юза. Более восьми тысяч километров железных дорог, построенных в 60-90-х годах на Украине, связывали с центром России такие украинские города как Киев, Одесса, Харьков, Екатеринослав, промышленный Донбасс. Большое экономическое значение имело строительство Екатерининской железной дороги, связавшей угольный Донбасс с железорудным Криворожьем. На 1900 год протяженность железнодорожных путей Украины составляла пятую часть всей железнодорожной сети Российской империи. Наряду с железнодорожным транспортом важную роль в укреплении связей между отдельными экономическими районами играл водный транспорт. Главной водной артерией был Днепр. Реками Украины ходили 220 пароходов и еще свыше 200 были приписаны к портам Азовского и Черного морей. Приобретало все более товарный характер сельскохозяйственное производство, а это способствовало развитию легкой и пищевой промышленности, их технического переоснащения. В начале 90-х годов на Правобережье и в Харькове работало более 150 сахарных заводов, производивших 85% сахара.

Появление буржуазии. Возникновение пролетариата. В процессе развития капиталистической промышленности вырастала украинская буржуазия, которая умножала свои доходы за счет жестокой эксплуатации трудящихся. Однако в ведущих отраслях промышленности Украины, особенно в металлургической и угольной, господствовала не украинская и даже не русская буржуазия, а западноевропейская. Поощренные царизмом, капиталисты Франции, Бельгии, Англии, Германии, США прибрали к своим рукам лучшие месторождения угля и железной руды, хищнически грабили природные богатства страны и эксплуатировали рабочую силу. В этих условиях на Украине быстро формировался пролетариат. Источником для этого было преимущественно обезземеленное крестьянство. Оно шло на заработки в промышленные центры или к крупным помещичьим хозяйствам юга Украины. Число промышленных рабочих за сорок лет выросла в целом на Украине в 4 раза, а в Донбассе в 20 раз. Всего же число рабочих в промышленности, ремесленном и сельском производстве, в 1900 г. достигло 2,5 млн. человек. Тяжелое положение рабочих заставило их организоваться для борьбы за свои права и улучшение благосостояния. Как и по всей империи, рабочие Украины начали свою борьбу стихийными выступлениями. В течение 70-х годов XIX в. на Украине произошло до 50 забастовок. Рабочие заставили иностранного капиталиста пойти на некоторые уступки. В частности, они заставили его выдавать заработную плату ежемесячно, а не трижды в год как это было раньше.

Рабочее движение Южно-российский союз рабочих в Одессе 1875 года и проникновение на Украину марксистских идей. Уже в 1785 г. в Одессе группа рабочих учредила Юго-российский союз рабочих. Организатором и руководителем этого союза был Е.И.Заславский. Выходец из обедневшей дворянской семьи Е.И.Заславский получил образование в Петербурге и Москве, а начал революционную деятельность на Полтавщине. Юго-российский союз рабочих стал первым по всей империи пролетарской организацией, объединявшей более 200 рабочих. Союз установил связи с рабочими Николаева, Харькова, Таганрога, Керчи, Севастополя, Ростова-на-Дону, Орла. В конце 1875 жандармы разоблачили и разгромили союз, а 15 самые активные участники были осуждены к тюремному заключению и ссылке в Сибирь. На 10 лет каторги был осужден и Е.И.Заславский. Он умер в заключении. Распространением марксистских идей на Украине занималась женевская группа «Освобождение труда» во главе с Г.В.Плехановым. Эта группа поддерживала связи с марксистскими кружками Киева, Одессы, Екатеринослава. Среди рабочих этих городов проводилась революционная агитация, читались произведения К.Маркса и Ф.Энгельса, Г.В.Плеханова, собирали средства на издание революционной литературы и посылали их в Женеву группе «Освобождение труда». Ортодоксальные марксисты России во главе с В. Лениным стремились соединить социализм с рабочим движением. Создание в 1895 г. в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» практически воплощало в жизнь эту идею. Такие союзы были созданы в 1897 г. и на Украине. В 1898 г. состоялся I съезд (РСДРП).

Общественно-политическое движение 60-90 гг. XIX века. Культурно-просветительские «Громады». Во второй половине XIX в. Российская имперская элита теряет ритм политической жизни. Царская власть начала терять уверенность, целеустремленность и способность приспосабливаться к обстоятельствам. Царь Александр II дал разрешение на возвращение из ссылки членов Кирилло-Мефодиевского братства. Поэтому украинская общественная жизнь начала возрождаться, сначала в Санкт-Петербурге, а затем и на Украине. Уволенные из ссылки Н. Костомаров, В. Елизарский, а впоследствии и Т. Шевченко съехались в Санкт-Петербург, где к ним присоединился П. Кулиш. Эти пионеры украинского движения сплотили вокруг себя более десятка молодых украинцев, образовав так называемое «Общество». Аналогичные «Громады украинской интеллигенции» к концу XIX в. генерировали идеи для украинской общественной и политической жизни. Задачей этой группы было улучшение судьбы украинцев и особенно крестьянства. С целью распространения своих взглядов в 1861г. петербургская группа громадовцев с большим трудом получила разрешение на издание первого в Российской империи украинского журнала, который получил название «Основа». Его основателями были два богатых украинца Василий Тарнавский и Григорий Галаган. В течение своего короткого 22-месячного существования «Основа» выступила средством общения и будителем национального сознания украинской интеллигенции. На местах на Украине начали создаваться «Громады», выдававшие печать и распространяли украинские книги, для детей и взрослых открывали школы обычные и воскресные. Укрепляется, таким образом, украинское культурное движение. Центром общественно-культурной жизни стал Киев. Царское правительство приложило немало усилий, для деморализации студенческой молодежи Киевского университета. Генерал-губернатор Еибиков мог похвастаться царю, что «молодежь Киева гуляет, но не думает». Громадовцы развили культ казачества и носили красочную казацкую одежду. Стоит отметить, что большинство студентов Правобережной Украины составляли поляки и меньшинство украинцев. Украинское «Общество» возглавлял Владимир Антонович, который пришел из благородного лагеря. Свое решение В. Антонович объясняет в «Исповеди», «Громада» сначала не имела ни точно определенных организационных форм, ни устоявшейся программы. Деятельность коллектива проявлялась в собраниях и дискуссиях, а единичные члены вели образовательную работу: основывали школы, распространяли популярные издания, читали мещанам «Кобзаря», порой устраивали лекции. Своим циркуляром министр внутренних дел П. Валуев запретил издание печатью книг на украинском языке.

Польское восстание на Украине 1863 года. Молодежь, которая не вошла в состав «Общин», в 1860 г. объединяет свои гимназические Гмины в провинциальные организации. Было организовано пять «гмин» – Подольская, Волынская, Литовская и Коронная. Каждая имела по несколько сот членов, а выход из «Гмина» считался позором и такого человека не принимали даже в благородные дома. Эти «гмины» объединились в «Огуль», как противопоставление украинцев «Громадой». Восстание поляков началось в 01-1863 г. И хотя оно вошло в историю как польское восстание, но большая его часть прошла на украинской территории большинство боев и стычек этого восстания произошли на Украине, и украинская интеллигенция сыграло в нем доминирующую роль. Польские источники свидетельствуют, что в начале восстания было всего 10 тыс. повстанцев, плохо одетые, без достаточного количества оружия. Это была преимущественно молодежь, не привыкшая к испытаниям, не закаленная в боях. Российское правительство бросило против повстанцев чуть ли не 83-тысячную армию со 120 пушками. Восстание имело характер интеллигентско-шляхетское. В ходе восстания бои шли в разных местностях Польши, Литвы, Белоруссии. На Украине восстанием было охвачено все Правобережье. Всего за время восстания в боях с российской армией погибло до 30 тысяч повстанцев, русское командование расстреляло более полутора тысяч человек, а 150 тыс. мужчин и женщин сослали в Сибирь. На Правобережной Украине правительство России закрыло все польские школы, католические монастыри и конфисковал много польских имений. Героические усилия поляков пошли насмарку. Царизм жестоко расправился с восставшими. Пострадали, также и украинцы. Поляки пробовали восстановить «историческую Польшу с 1772 года», как они говорили. Не все украинцы благосклонно отнеслись к польским повстанцам. Крестьяне ответили массовым производством самодельных копий в деревенских кузницах. Однако это не помешало царским властям преследовать как повстанцев-поляков, так и верноподданных «громадовцев». Самодержавие и российская общественность усматривали в украинофильстве опасность для режима. Царские чиновники доказывали, что воскресные школы это зловещий заговор с целью пропаганды среди крестьянства украинского сепаратизма. Ношение украинцев вышитой рубашки или пение народных песен воспринималось правительством как подрывная деятельность. Военный министр Милютин предупреждал царя о намерениях хлопов образовать самостоятельное Украинское государство. Российская периодическая печать «Вестник Юго-Западной России», «Киевлянин», «Московские ведомости» начали злобную кампанию против украинофилов и их попыток вроде подорвать Российское государство. Русская интеллигенция, которая раньше смотрела на украинофилов как на чудаковатых сторонников красочного регионализма, стала видеть в них настоящую угрозу империи. Причем россияне считали украинское движение за польский сговор с целью уменьшения их влияния на Правобережье, а поляки видели в нем маневр русских, направлений на ослабление польских позиций в этом регионе.

«Громадовцы» со всей силой уверяли власть в своей лояльности. В.Антонович,20 участников киевской «Громады» в открытом письме уверяли российскую публику в том, что их целью является лишь просвещение народа. Но, эти заверения имели незначительные результаты. В июле 1863 г. министр внутренних дел Валуев издал тайный циркуляр о запрете украинских научных, религиозных и особенно педагогических публикаций. Печатать «малороссийским наречием» разрешалось только художественные произведения. Валуев заявил, что украинского языка «никогда не было, нет и быть не может». Вскоре после этого «Громада» был распущен. Перестала издаваться «Основа». Целый ряд украинских деятелей были сосланы в отдаленные уголки империи. В начале 70-х годов ксенофобия 1863 г. начала развеиваться. Цензура ослабилась, киевляне стали постепенно восстанавливать общинную деятельность. В.Антонович уже стал на это время профессором Киевского университета. Вместе со своими товарищами, а также в сотрудничестве с такими молодыми помощниками как М. Драгоманов, А.Русов, Н.Зибер, С.Подолинский, В.Антонович тайно создал «Старое общество», которое складывалось в основном из студентов. Украинофилы снова сосредоточились на неполитической деятельности. Она значительно расширилась с образованием в 1873 г. в Киеве отделения Русского Географического Общества. Украинофилы массово записывались в эту полуофициальную организацию и фактически овладели ею. Под ее прикрытием они начали выдавать архивные материалы, основали музей и библиотеку, собирали документы по отечественной истории. В 1875 г. «Старая Громада» приобрела российскую газету «Киевский телеграф».

Контрольные вопросы:

1. Причины упадка Гетманата и колонизация Россией южных частей Украины

2. Уровень развитие культурной жизни Украины в 18 веке

3. Как развивается феодальное крепостничество?

4.Определите причины зарождение капиталистических отношений

4. Культура и культурное возрождение в начале 19 века в западных частях Украины

5. Буржуазная революция 1848-1849 в западноевропейских странах. Реформа в Австрийской империи

6.Общественное движение в Галиции во второй половине 19 века и их влияние на судьбу народа.

7. Формирование украинской политической элиты в 19 веке

8. Развитие капитализма на Украине во второй половине 19 века

9. Общественно- политическое движение 60-90-х годов 19 в.

10.Ход и последствие колонизация Россией юга Украины. Три раздела Польши

Главный Редактор

Здравствуйте! Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам на почту help@allinweb.info

Похожие статьи

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *